ВАС на страже переплаты

ВАС на страже переплаты

10.11.2009 распечатать

Судьи положили конец порочной практике безусловного зачета долгов перед бюджетом при появлении переплаты. Так, в ходе заседания, состоявшегося 15 сентября 2009 года, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ окончательно закрепил позицию, изложенную им еще в определении от 26 июня 2009 г. № ВАС-654409, и тем самым закрыл существовавшую недосказанность в законе в пользу компаний.


Законный алгоритм

Как известно, статья 78 Налогового кодекса предоставляет компаниям право на зачет излишне уплаченной суммы налога. Подобную процедуру производят по соответствующим видам налогов и сборов, а также по начисленным пеням. Если инспекция выявит переплату, то она обязана известить об этом компанию в течение 10 дней.
Зафиксировать переплату по инициативе компании сложнее. Для этого бухгалтер должен предложить инспекции провести совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Ее результаты оформляются актом, который подписывается обеими сторонами, то есть ИФНС и налогоплательщиком. Напомним, что форма этого документа утверждена приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. №  ММ-3-25/494@.
При осуществлении зачета налоговые органы руководствуются Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам».
Зачастую возможность зачесть переплату является благом для компании, например, когда в ходе налоговой проверки инспекторы выявляют нарушения на значительные суммы, а на момент вынесения решения по результатам ревизии имеется переплата, покрывающая неуплаченные налоги. В этом случае штрафные санкции, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса, не применяются.
Правда, статья 78 Налогового кодекса дает фирмам право также вернуть излишне уплаченные налоги и пени. Но вот воспользоваться им удается далеко не всегда. Дело в том, что  налоговые органы вправе самостоятельно зачесть «лишние» суммы в счет погашения недоимки по другим неуплаченным налогам, пеням или штрафам в течение 10 дней со дня обнаружения переплаты. Причем в статье 78 кодекса не содержится каких-либо временных ограничений по проведению зачета.
Такой пробел фактически давал возможность налоговым органам расширять в своих интересах рамки, установленные статьей 46 Налогового кодекса для взыскания недоимки. Ведь в случае неуплаты налога в установленный срок налоговая инспекция вправе обратить взыскание на средства, находящиеся на банковских счетах фирмы.
Однако закон устанавливает четкую процедуру такого взыскания и сроки его осуществления. А вот на деле налоговые органы не всегда могут ее соблюсти или не применяют вовсе в связи с пропуском сроков.

Следите за корреспонденцией
Конечно, недоимка может быть взыскана налоговиками через суд. Но и здесь имеется ограничение – заявление в суд инспекторы должны подать не позднее шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Правда, тут налогоплательщику нужно быть начеку. Дело в том, что организации нередко расположены по одному адресу, а при государственной регистрации указывают иной. Например, находят «чистый» адрес, не желая попасть в число фирм, зарегистрированных в большом деловом центре, где они арендуют офис. Ведь как известно, налоговики в таких организациях зачастую подозревают «однодневок». В этом случае необходимо письменно уведомить инспекцию по месту учета (нахождения официального адреса) о том, чтобы она направляла корреспонденцию на фактический адрес. Впрочем, порой надежнее договориться с арендодателем о передаче почты не реже чем раз в неделю.
Дело в том, что, согласно пункту 6 статьи 69 и пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса требование об уплате налога и решение о взыскании недоимки считаются полученными налогоплательщиком по истечении шести рабочих дней после того, как инспекция их отправила. Даже если фактически документы до организации не дошли, они все равно будут считаться полученными.

Проблема налоговиков

Так, чтобы у инспекторов было основание взыскать долг по налогу, оно должно быть зафиксировано в требовании о его уплате. При этом любые документы налоговых органов, упомянутые в Налоговом кодекса, составляют и заполняют только по формам и в порядке, утвержденным непосредственно ФНС России (п. 4 ст. 31 НК РФ). Причем заметим, что утверждены они могут быть только приказом данного ведомства, и эта процедура не входит в компетенцию региональных УФНС и территориальных инспекций. Многочисленные дополнительные разъяснения ФНС, Минфина и других контролирующих органов в счет не принимаются. Хитрость заключается в том, что требование об уплате налога с явными нарушениями формы (нет необходимых реквизитов или, наоборот, добавлены сведения о возможной ответственности по «карательным» нормам КоАП РФ или УК РФ) не создает правовых последствий как для налогоплательщика, так и для инспекции. Следовательно, вынесенное после него решение о взыскании недоимки также является неправомерным. Получается, что с неверно составленным требованием считаться компании не обязательно.
Фактически деньги со счета списываются на основании поручения на списание, направляемого налоговой инспекцией в банк только после вынесения решения о взыскании. Если полученный документ надлежащим решением никак не является – организации нужно немедленно информировать об этом свой банк, приложив копию бумаги, полученной из налоговой (см. схему).
Проблемы возникают и со сроками. Так, решение о взыскании принимается не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Если решение просрочено, то оно считается недействительным и исполнению не подлежит.

Схема. Движение документов.


Нечестный ход

Если прежде налоговики утрачивали возможность взыскать недоимку в рамках статьи 46 Налогового кодекса, то они нередко прибегали к принудительному зачету старых долгов за счет текущей переплаты. Причем такой подход обычно поддерживался и судами.
Например, в постановлении ФАС Московского округа от 16 февраля 2009 г. № КА-А40/277-09-П арбитры сделали следующие выводы. В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса излишне уплаченная в бюджет сумма может быть зачтена в счет предстоящих платежей компании по этому или другим налогам, а также в счет погашения недоимки по налогам, пеням и штрафам. Также переплата может быть возвращена компании. Указанные манипуляции с «лишними» средствами фирмы производятся налоговым органом по месту ее учета и без начисления процентов на данную сумму. При этом инспекторы вправе зачесть суммы переплаты в счет погашения недоимки по другим налогам, пеням и штрафам. Никаких запретов и ограничений на самостоятельный зачет статья 78 НК РФ не предусматривает. Налоговики могут покрыть «лишними» суммами недоимку даже без заявления организации. При этом им достаточно лишь уведомить фирму в письменной форме о принятом решении о зачете в течение пяти дней со дня его принятия.
В результате арбитры сделали вывод, что по смыслу статьи 78 Налогового кодекса направлять излишне уплаченные суммы в предстоящие платежи или возвращать компании при наличии задолженности по налогам и пеням за предыдущие периоды неправомерно.
Однако в определении от 26 июня 2009 г. № ВАС-654409 высшие арбитры поправили своих коллег и прекратили фактический беспредел налоговых органов по самостоятельному зачету задолженности, по которой истекли сроки для взыскания, предусмотренные статьей 46 Налогового кодекса.
Интересно, что и нижестоящие суды, и Высший Арбитражный Суд, принимая решение, основывались на одном и том же постановлении Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П, однако толковали его совершенно по-разному.
Так, принимая сторону ФНС в рассматриваемом вопросе, ФАС Московского округа посчитал, что зачет, который производят инспекторы в порядке пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса, вовсе не считается мерой принудительного взыскания, поэтому срок, за пределами которого инспекторы не вправе произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет имеющейся переплаты, не определяется.
А вот Высший Арбитражный Суд РФ сделал такие выводы: В Налоговом кодексе установлены временные пределы для исполнения мер государственного принуждения, связанные с взысканием налога и направленные на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, на что неоднократно указывал Конституционный Суд РФ (постановления от 27 апреля 2001 г. № 7-П, от 10 апреля 2003 г. № 5-П, от 14 июля 2005 г. № 9-П, определения от 21 апреля 2005 г. № 191-О, от  8 февраля 2007 г. № 381-О-П). Учитывая, что зачет является разновидностью (формой) уплаты налога, на него распространяются общие положения Налогового кодекса, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов по принудительному взысканию налогов, пеней и штрафов. Эти же нормы подлежат применению в том числе и при зачете сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности.
Следовательно, статья 78 Налогового кодекса не дает инспекторам возможность зачесть переплату в счет других долгов перед бюджетом, по которой сроки на принудительное взыскание, установленные статьями 46–48, 69–70 и 78 кодекса истекли.
Причем Высший Арбитражный Суд прямо указал, что нижестоящими судами была неверно применена позиция, выраженная в пункте 3 определения Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П.
Так что советуем вам принять во внимание, что знаменательное решение Высшего Арбитражного Суда РФ во взаимосвязи с определением Конституционного Суда фактически налагает запрет на взыскание налоговиками задолженностей за пределами трехлетнего срока, установленного статьей 113 кодекса, даже в тех случаях, когда сам налогоплательщик не оспаривает имеющуюся у него задолженность.
В. Журавлев
(Материал предоставлен журналом «Расчет»)

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.