Вадим Зарипов: Налоговый кодекс переписали заново

Вадим Зарипов: Налоговый кодекс переписали заново

14.09.2006 распечатать

Горячие споры по поводу содержания закона о налоговом администрировании остались позади. Вскоре он вступит в силу. Для чего был разработан этот документ и как он повлияет на работу фирм и коммерсантов, «Консультанту» рассказал Вадим Зарипов, эксперт по налогам юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».

– Расскажите, пожалуйста, что представляет собой нашумевший закон о совершенствовании налогового администрирования? Каковы его основные задачи?

– Закон вносит масштабные изменения в первую часть Налогового кодекса и в отдельные статьи его второй части. Впервые за восемь лет действия «налоговой конституции», как нередко называют первую часть Налогового кодекса, в нее внесут столь значительные изменения. Они призваны установить новые правила игры на налоговом поле. Изменения коснутся главным образом порядка проведения налогового контроля: постановки на учет в налоговых структурах, сдачи отчетности, сроков и процедуры проверки компаний, порядка обжалования решений инспекторов.

Закон создает законодательную базу для нормализации взаимоотношений государства и налогоплательщиков. Принятие закона – важный этап реформы налогового администрирования.

– На какой стадии находится рассмотрение законопроекта?

– Внесенный правительством более года назад законопроект был рассмотрен 7 июля Государственной думой в третьем чтении и стал законом. 14 июля принятый закон был одобрен Советом Федерации. После подписания президентом закон будет официально опубликован и вступит в силу с 1 января 2007 года, за исключением отдельных положений.

– Проект этого закона вызвал серьезные трения между депутатами, чиновниками и бизнесменами. Удалось ли им прийти к согласию?

– Бурные дискуссии, сопровождавшие подготовку и рассмотрение законопроекта в Государственной думе, свидетельствуют о том, что работа над ним не стала формальной отработкой прошлогоднего президентского послания. Неизбежный конфликт различных интересов был вполне профессионально разрешен в ходе живого обсуждения. Оно проводилось как в рамках специальных рабочих групп, так и на страницах деловой прессы. К поиску компромиссных решений были привлечены сотрудники ФНС, налогоплательщики и специалисты. Стремясь создать дополнительные гарантии защиты прав коммерсантов, все участники законодательного процесса понимали необходимость сохранить возможность эффективного налогового контроля.

Многие надежды бизнеса не оправдались, но депутаты сделали все, что было в их силах. На мой взгляд, качественного прорыва в отношениях государства и налогоплательщиков не получилось. Принятый закон как зеркало отражает реальный расклад сил в обществе, существующий на данный момент.

– Какие основные поправки содержит закон?

– Среди важнейших изменений я бы отметил исчисление сроков рабочими днями. Такой порядок позволит избежать накладок с выходными и праздниками. Закон даст четкое определение учетной политике при налогообложении. Теперь налоговая инспекция будет обязана в пятидневный срок выдать фирме справку о состоянии ее лицевых счетов, которые отражают расчеты с бюджетом. Передавать документы в ОВД контролеры смогут только в том случае, если компания не погасила недоимку в течение двух месяцев.

Теперь в случае просрочки авансовых платежей с предприятия могут взыскать только пени, а штрафы – нет. Компании численностью более 250 человек (а с 2008 года эта цифра сократится до 100) будут обязаны представлять налоговую декларацию в электронном виде. Законом также устанавливается, что крупнейшие налогоплательщики будут представлять декларации в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

Законом вводится принципиально новая процедура апелляционного обжалования. Решение привлечь налогоплательщика к ответственности вступает в силу и исполняется не сразу, а по истечении 10 дней. За это время он вправе подать апелляционную жалобу в вышестоящую налоговую организацию. До ее рассмотрения контролеры не могут взыскать с компании начисленные суммы недоимок, пеней и штрафов. Однако на время рассмотрения жалобы инспекторы вправе принять некоторые обеспечительные меры. Это необходимо для того, чтобы компания не могла скрыть деньги или другое имущество от взыскания. Так, контролеры вправе запретить фирме передавать свое имущество кому-то без их согласия. Если имеющегося у компании имущества недостаточно, чтобы погасить долг перед бюджетом, то инспекторы могут приостановить расходные операции по банковскому счету предприятия. Фирма может избежать таких ограничений, если предоставит фискалам банковскую гарантию, залог или поручительство.

– При обновленном налоговом администрировании процедура регистрации компаний упростится?

– Эту процедуру регулирует Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Проект изменений этого закона еще только разрабатывается. Ожидается, что процедура создания новых компаний по сравнению с регистрацией предпринимателей усложнится. Так, скорее всего, будут увеличены сроки регистрации и повышены финансовые требования к желающим открыть фирму.

– Изменится ли порядок налоговых проверок?

– Да, и существенно. Прежде всего поменяется процедура проведения камеральной проверки. Если инспектор в ходе проверки декларации обнаружит ошибки и отклонения, он обязан предупредить об этом компанию. Последняя, в свою очередь, может направить объяснения и подтверждающие документы. Требовать предоставить первичные документы инспекторы не вправе. Исключение составляют три случая: фирма заявила налоговые льготы, хочет получить вычет по НДС или платит за пользование природными ресурсами (НДПИ). Предусмотрено составление акта по итогам камеральной проверки, на который организация также сможет высказать возражения.

В общем случае выездная налоговая проверка будет продолжаться два месяца. Но ее могут продлить до шести месяцев. Контролеры также будут вправе приостановить выездную проверку на срок до полугода. Это произойдет, если им потребуется получить бумаги у контрагентов фирмы, информацию из иностранных государств, перевести документы на русский язык или провести экспертизу. Таким образом, общий срок проверки может растянуться до 12 месяцев.

– Как Вы считаете, выгоден ли новый закон фирмам и коммерсантам?

– Он детально регламентирует меры налогового контроля. Власти надеются, что это поможет сократить количество служебных злоупотреблений. Что касается камеральных проверок, то и сейчас налоговая служба требует в основном документы, касающиеся налоговых льгот и вычетов по НДС. Поэтому объем бумаг, которые предпринимателям приходится представлять в ходе камеральной проверки, заметно не уменьшится.

Не следует рассчитывать и на то, что с принятием закона жизнь компаний упростится. Номинальное снижение налоговой нагрузки, имевшее место в первые годы налоговой реформы, неизбежно повлекло усиление налогового контроля.

– Какова, на Ваш взгляд, дальнейшая судьба закона?

– За принятием закона должна последовать его реализация. Именно тогда закон заживет своей жизнью. Всем – организациям – предпринимателям, инспекторам, судьям, предстоит изучить фактически новую редакцию первой части Налогового кодекса. Ведь изменениям подверглись более ста его статей.

Многое будет зависеть от толкования новых норм судами. Поправки наверняка вызовут массу вопросов, а значит и споров. Уже сейчас заметны некоторые неточности в тексте закона, которые необходимо поправить. По некоторым вопросам не удалось найти согласованного решения – к ним депутаты планируют вернуться осенью.

Думаю, что в ближайшее время первую часть Налогового кодекса ожидают и другие серьезные изменения, связанные с порядком налогового контроля за ценами, регламентацией пределов налоговой оптимизации и ответственностью за нарушения налогового законодательства.

– Бизнес-сообщество уверено, что поправки только усложнят жизнь фирм. Как Вы считаете, закон будет работать так, как планируется?

– Будет ли закон работать на благо налогоплательщиков, зависит во многом от них самих. Если предпринимателей не устраивают какие-то положения закона, они вправе отстаивать свою позицию. Через бизнес-ассоциации они могут потребовать от правительства выполнить данные ранее обещания, вновь поставить вопрос перед депутатами или обратиться в Конституционный Суд. Если инспекторы будут толковать нормы закона исключительно в свою пользу, бизнесменам следует реагировать на это жалобами в вышестоящие инстанции и арбитражные суды.

На основе консультационной и судебной практики наша компания, как и прежде, будет вести мониторинг соблюдения норм налогового законодательства и сигнализировать о случаях их наруше- ний.

– Как Вы оцениваете качество принятого закона?

– Надо отдать должное депутатам – юридическая составляющая закона находится на высоком уровне. Это не случайно, ведь основное внимание в законе уделено процедурным вопросам. В то же время документ насыщен оценочными понятиями: «активное противодействие», «непреодолимое препятствие», «достаточные основания полагать», «исключительные случаи», «в случае необходимости», «обоснованная необходимость» и другие подобные. На первых порах фирмы и инспекторы могут толковать такие термины по-разному. Пройдет немало времени, прежде чем эти словосочетания наполнятся конкретным смыслом.

– Вы участвовали в разработке проекта закона о налоговом администрировании. Какой позиции Вы при этом придерживались?

– Многие предложения, которые мы, как эксперты, высказывали депутатам, были учтены, и это не может не радовать. Так, установлены четкие сроки, в которые Минфин должен ответить на запросы компаний. Хотя уже сейчас ясно, что трехмесячный срок, предусмотренный в законе, на практике неисполним. В Минфин поступает настоящий шквал запросов, а значимость разъяснений финансового ведомства очень велика. Я бы дал ему чуть больше времени.

Письменные разъяснения Минфина будут обязательны для исполнения налоговой службой. Наконец-то появится корректное законодательное определение ключевого элемента налога – объекта налогообложения. Будет установлен минимальный десятидневный срок, в течение которого фирма должна исполнить требование об уплате налога. Если организация воспользовалась ошибочными разъяснениями представителей государственных служб, то с нее не будут взыскивать ни штраф, ни пени.

По моему мнению, что полностью освобождать компании от пеней нельзя. В таких случаях справедливо и экономически обоснованно было бы лишь уменьшить ставку пени, например, в два раза.

Приостановить операции по счетам теперь можно только в пределах взыскиваемых сумм. К сожалению, не удалось закрепить в законе норму о том, что налоговая служба обязана платить государственную пошлину при обращении в суд. Такой вид экономического воздействия очень важен с точки зрения системы сдержек и противовесов, и поэтому мы не снимаем с повестки этот вопрос.

– Как Вы считаете, с вступлением в силу закона налоговые инспекторы станут работать лучше?

– Закон задает достаточно жесткие процедурные и временные рамки для проверяющих. В то же время готовятся серьезные изменения в оценке и стимулировании работы налоговых контролеров. Заметно желание руководства ФНС сделать работу своих сотрудников современной, грамотной в правовом смысле, ориентированной на интересы бизнесменов, престижной и хорошо оплачиваемой. Такое стремление можно только приветствовать. Система налоговых служб огромна и потому инертна. И все же, я полагаю, что со временем усилия законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти и общественных организаций дадут свои плоды.

Беседовала эксперт «Консультанта» Ольга Сизова

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.