С начала следующего года в связи с увеличением нагрузки на ФОТ многим организациям придется пересмотреть размер зарплаты своих сотрудников. Однако в любом случае вознаграждение за труд не может быть ниже МРОТ. При это важно учитывать, что входит в состав данной «минималки». " />В погоне за МРОТ - Бухгалтерия.ru
В погоне за МРОТ

В погоне за МРОТ

26.11.2010 распечатать

С начала следующего года в связи с увеличением нагрузки на ФОТ многим организациям придется пересмотреть размер зарплаты своих сотрудников. Однако в любом случае вознаграждение за труд не может быть ниже МРОТ. При это важно учитывать, что входит в состав данной «минималки».

Согласно Трудовому кодексу зарплата сотрудника, полностью отработавшего месяц и выполнившего все свои трудовые нормы, не может быть ниже МРОТ. В противном случае работодателю «светят» довольно внушительные штрафные санкции. Проблема в том, что нормы трудового законодательства не дают прямого ответа на вопрос, включаются ли в этот минимум всевозможные компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. И даже Верховный Суд недавно отозвал свои разъяснения на этот счет.
Конституция РФ провозглашает право каждого на вознаграждение за труд в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (п. 3 ст. 37 Конституции). Реализована эта гарантия посредством положений Трудового кодекса. Так, частью 3 статьи 133 Кодекса предусмотрено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего все свои трудовые обязанности, не может быть ниже МРОТ. Там же определено, что данная величина устанавливается одновременно на всей территории России федеральным законом. Согласно статье 1 Закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ с 1 января 2009 года она составляет 4330 руб. Однако это «федеральный» МРОТ. Между тем коммерческие предприятия, определяя зарплаты своим сотрудникам, должны ориентироваться на «минималку», установленную в их регионе (ст. 133.1 ТК). Определяется нижний предел заработной платы в том или ином субъекте РФ трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений и не может быть ниже федерального показателя. Иными словами, местный МРОТ устанавливается региональным соглашением о минимальной заработной плате. Хотя таковое и не является законом, проигнорировать его без последствий вряд ли удастся (ст. 9, 45, 133.1 ТК). Так, если работодатель в течение 30 календарных дней со дня публикации трехстороннего регионального соглашения не представит в уполномоченный орган мотивированный письменный отказ, то будет считаться, что он согласен следовать закрепленным в документе нормам. Тем, кто отважится пойти наперекор общим правилам, придется присовокупить к своему отказу протокол консультаций со своим профсоюзом и предложения по срокам повышения заработка до предусмотренного размера. Проще говоря, можно лишь отсрочить повышение зарплат до «регионального» МРОТ, не более.

Обратите внимание, что заработок сотрудника все-таки может насчитывать сумму, меньшую МРОТ. Именно так дело обстоит в том случае, если работник трудится на условиях совместительства или в режиме неполного рабочего времени. При таких обстоятельствах, указали представители ФНС в письме от 31 августа 2010 г. № ШС-37-3/10304, законодатель не гарантирует, что месячная заработная плата работника будет не ниже минимальной. Дело в том, объясняют чиновники, что оплата труда при данном режиме работы производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. В свою очередь «минималка» положена только тем сотрудникам, которые полностью отработали месячную норму рабочего времени и выполнили нормы труда (трудовые обязанности).

Вместе с тем выплата вознаграждения за отработанное время в размере, меньшем, чем это гарантировано государством, является ничем иным, как нарушением законодательства о труде. Минимальный размер штрафа в этом случае для предпринимателей составит 1 тысячу рублей. Верхний уровень санкций – 5 тысяч рублей. Для юридических лиц за подобные провинности предусмотрено более серьезное наказание – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП).
Однако, чтобы соблюсти требование о выплате заработной платы в размере не ниже минимального, прежде всего необходимо знать, что входит в состав МРОТ.

Возможные ингредиенты минимальной зарплаты

Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата имеет три составляющие:
– вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад);
– компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера за работу во вредных условиях, в районах Крайнего Севера и т. п.);
– стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные подобные выплаты).
При этом до 1 сентября 2007 г. частью 2 статьи 129 Трудового кодекса было прямо предусмотрено, что в величину устанавливаемого федеральным законом МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты работникам. Иными словами, соответствовать этой величине должен был именно установленный работнику оклад, а не общая сумма выплат по итогам месяца. Однако Законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ часть 2 статьи 129 Кодекса была признана утратившей силу. При этом статья 133 ТК требует, чтобы не ниже МРОТ была вся месячная зарплата; то есть, учитывая положения статьи 129 Кодекса, по сути главное условие состоит в том, чтобы не ниже «минималки» была сумма, которую работник получит в итоге за месяц, величина же оклада вполне может и не дотягивать до МРОТ.

Противоречивая рецептура

Такая трактовка положений Трудового кодекса все же вызывает ряд сомнений – и не без оснований. Так, помимо минимального размера вознаграждения за труд Конституция гарантирует каждому право на оплату труда без какой бы то ни было дискриминации (п. 3 ст. 37 Конституции). Однако если придерживаться мнения, что МРОТ уже включает в себя все возможные компенсационные и стимулирующие выплаты, избежать таковой проблематично. Дело в том, что в подобной ситуации работодатель может установить заработную плату персоналу таким образом, что, к примеру, работники, имеющие право на обязательные доплаты и надбавки к вознаграждению за труд и не имеющие такового, за месяц будут получать одинаковые суммы. Впрочем Конституционный Суд не посчитал, что корень всех бед в данном случае лежит в возможности устанавливать оклады ниже МРОТ. Гарантия оплаты труда в размере не ниже минимального, указали представители КС, не единственное правило, которым должны руководствоваться работодатели при установлении системы оплаты труда. Из системного же толкования статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса следует, что при прочих равных обстоятельствах граждане, имеющие право на льготы, должны получать оплату труда в размере, большем, чем те, кто таких прав не имеет (определения КС от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О, от 1 сентября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О).

В том случае, если вознаграждение работника по итогам месяца до МРОТ все-таки «не дотягивает», доплаты, которые производит работодатель дабы устранить данный пробел, вполне можно учесть при налогообложении прибыли. По крайней мере представители Федеральной налоговой службы не имеют ничего против (письмо ФНС от 31 августа 2010 г. № ШС-37-3/10304). Правда, ситуация меняется кардинальным образом, если  работник трудится на условиях совместительства или в режиме неполного рабочего времени, поскольку в подобной ситуации «доводить» его месячный заработок до МРОТ вовсе нет необходимости.

А вот Президиум Верховного Суда обратил внимание на тот факт, что определения МРОТ и оклада практически идентичны. В частности, как следует из содержания статьи 129 (части 2–5) Трудового кодекса, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляют собой фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц. При этом устанавливаются таковые без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В связи с этим представители ВС пришли к выводу, что ниже МРОТ не могут быть именно размеры тарифных ставок и окладов, определяющих месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Компенсационные же, стимулирующие, равно как и социальные выплаты, могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда.
Такие разъяснение Президиум ВС дал в Обзоре законодательства и судебной практики за IV квартал 2009 года, утвержденном постановлением от 10 марта 2010 г. Однако спустя всего каких-то три месяца Верховный Суд эти разъяснения отозвал (Обзор законодательства и судебной практики за I квартал 2010 г., утв. постановлением Президиума ВС от 16 июня 2010 г.). Мотивы такого решения служители Фемиды раскрывать не стали, но сложно удержаться, чтобы не вспомнить вот о чем. Если не «региональным» МРОТ, то во всяком случае его федеральным «предтечей» обязаны руководствоваться и бюджетные организации. А такое незапланированное повышение расходов казны государству сейчас совсем ни к чему, особенно в свете перспективы увеличения нагрузки на ФОТ в виде повышения совокупной тарифной ставки страховых взносов.
Впрочем, как бы то ни было, на сегодняшний день беспокоиться о составе «зарплатного» МРОТ, похоже, ни к чему. Вопрос лишь в том, надолго ли это.

Антонина Воронова

Материалы предоставлены редакцией журнала "Консультант"
Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...