В командировку по «виртуальному» билету

В командировку по «виртуальному» билету

11.09.2007 распечатать

Зарубежная практика работы с электронными билетами находит все более широкое применение в России. Проблема заключается в том, что на них отсутствует цифровая подпись и печать. Воспримут ли налоговики такой документ в качестве подтверждения понесенных командировочных расходов?

В большинстве стран место на авиа- или железнодорожный рейс можно не только забронировать через Интернет, но и с помощью пластиковой карточки заплатить за электронный билет. В подобном деле наша страна значительно отстает. Однако некоторые сподвижки есть и на этом поприще. Дело в том, что Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) предписала всем авиакомпаниям к июлю 2008 года полностью перейти на электронное оформление пассажирских авиаперевозок. В связи с этим Минтрансу пришлось принять экстренные меры, ведь в планах этого ведомства никак не стояло исключение России из международных отраслевых ассоциаций и глобальных авиационных альянсов. Хороший стимул для того, чтобы, наконец, заняться электронной коммерцией, не правда ли?

«Первая ласточка»

Нетрудно догадаться, что после того, как международные компании поставили практически ультиматум, у нас в первую очередь должен был появиться электронный авиабилет. Так и произошло: его форма утверждена приказом Минтранса от 8 ноября 2006 г. № 134, правда, Минюст зарегистрировал его лишь 24 января 2007 года. Согласно этому документу, е-билет «должен быть оформлен на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции, или дополнительно к оформленной не на бланке строгой отчетности квитанции должен быть выдан документ, подтверждающий факт оплаты перевозки, оформленный на утвержденном бланке либо посредством контрольно-кассового чека». Иными словами, турист вполне может обойтись только своим паспортом, предъявив его на стойке регистрации в аэропорту. Однако, что называется, «по требованию» в кассе ему дадут дубликат на специальном бланке или контрольно-кассовый чек. Кстати, у пассажира всегда есть выбор: если он даже при покупке билета в кассе выберет распечатку, а не оформление на специальном бланке, то полет ему в итоге обойдется дешевле.

В путь-дорогу

Не так давно «электронизация» дошла и до железнодорожного транспорта. Не далее как 20 августа текущего года Минюст зарегистрировал еще один приказ Минтранса от 23 июля 2007 г. № 102 «Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте». На практике это будет выглядеть следующим образом. Турист в режиме онлайн резервирует себе место в поезде и посредством банковской карточки оплачивает билет. На вокзале ему следует обратиться в железнодорожную кассу, где предъявить паспорт и, собственно, распечатанный на принтере бланк заказа.

Западня?

Преимущества электронного билета перед его бумажным собратом неоспоримы. Мало того, что турист экономит свое время, так и поездка ему обходится в разы дешевле. Связано это с тем, что перевозчикам, как минимум, не нужно производить отчисления агентствам по продаже билетов.

До последнего времени этими благами могли воспользоваться лишь обычные туристы. Сотрудникам, которых направляли в командировку, приходилось оплачивать свои поездки по более высоким тарифам. Дело в том, что бухгалтерия попросту не могла принять распечатку е-билета в качестве подтверждающего расходы документа.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в том числе, и расходы на командировки. При этом пункт 1 статьи 252 Кодекса определяет, что они непременно должны быть обоснованны и, что немаловажно, документально подтверждены. С бумажным билетом все понятно — это бланк финансовой отчетности, документ, который ясно говорит о том, что его владелец является пассажиром. А вот как квалифицировать электронный билет, российские законы ответа не дают. Именно поэтому бухгалтеры были уверены, что его распечатку нельзя признать полноценным документом.

Напрасные страхи

Однако в середине августа текущего года Минфин, наконец, признал, что электронный билет может приниматься бухгалтерией. В письме от 13 августа 2007 г. № 03-01-10/6-239 четко сказано: «Если работник для поездки в командировку приобрел авиабилет, оформленный в бездокументарной форме, то оправдательными документами для признания расходов в целях налогообложения прибыли могут являться, по нашему мнению, распечатка электронного документа (авиабилет) на бумажном носителе и посадочный талон». Таким образом, продажа электронных билетов отныне узаконена и проблем с признанием расходов на командировку, если служебная поездка оплачена через Интернет, больше нет.

Н. Баразненок, аудитор, — для «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.