В командировку по «виртуальному» билету

В командировку по «виртуальному» билету

11.09.2007 распечатать

Зарубежная практика работы с электронными билетами находит все более широкое применение в России. Проблема заключается в том, что на них отсутствует цифровая подпись и печать. Воспримут ли налоговики такой документ в качестве подтверждения понесенных командировочных расходов?

В большинстве стран место на авиа- или железнодорожный рейс можно не только забронировать через Интернет, но и с помощью пластиковой карточки заплатить за электронный билет. В подобном деле наша страна значительно отстает. Однако некоторые сподвижки есть и на этом поприще. Дело в том, что Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) предписала всем авиакомпаниям к июлю 2008 года полностью перейти на электронное оформление пассажирских авиаперевозок. В связи с этим Минтрансу пришлось принять экстренные меры, ведь в планах этого ведомства никак не стояло исключение России из международных отраслевых ассоциаций и глобальных авиационных альянсов. Хороший стимул для того, чтобы, наконец, заняться электронной коммерцией, не правда ли?

«Первая ласточка»

Нетрудно догадаться, что после того, как международные компании поставили практически ультиматум, у нас в первую очередь должен был появиться электронный авиабилет. Так и произошло: его форма утверждена приказом Минтранса от 8 ноября 2006 г. № 134, правда, Минюст зарегистрировал его лишь 24 января 2007 года. Согласно этому документу, е-билет «должен быть оформлен на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции, или дополнительно к оформленной не на бланке строгой отчетности квитанции должен быть выдан документ, подтверждающий факт оплаты перевозки, оформленный на утвержденном бланке либо посредством контрольно-кассового чека». Иными словами, турист вполне может обойтись только своим паспортом, предъявив его на стойке регистрации в аэропорту. Однако, что называется, «по требованию» в кассе ему дадут дубликат на специальном бланке или контрольно-кассовый чек. Кстати, у пассажира всегда есть выбор: если он даже при покупке билета в кассе выберет распечатку, а не оформление на специальном бланке, то полет ему в итоге обойдется дешевле.

В путь-дорогу

Не так давно «электронизация» дошла и до железнодорожного транспорта. Не далее как 20 августа текущего года Минюст зарегистрировал еще один приказ Минтранса от 23 июля 2007 г. № 102 «Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте». На практике это будет выглядеть следующим образом. Турист в режиме онлайн резервирует себе место в поезде и посредством банковской карточки оплачивает билет. На вокзале ему следует обратиться в железнодорожную кассу, где предъявить паспорт и, собственно, распечатанный на принтере бланк заказа.

Западня?

Преимущества электронного билета перед его бумажным собратом неоспоримы. Мало того, что турист экономит свое время, так и поездка ему обходится в разы дешевле. Связано это с тем, что перевозчикам, как минимум, не нужно производить отчисления агентствам по продаже билетов.

До последнего времени этими благами могли воспользоваться лишь обычные туристы. Сотрудникам, которых направляли в командировку, приходилось оплачивать свои поездки по более высоким тарифам. Дело в том, что бухгалтерия попросту не могла принять распечатку е-билета в качестве подтверждающего расходы документа.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в том числе, и расходы на командировки. При этом пункт 1 статьи 252 Кодекса определяет, что они непременно должны быть обоснованны и, что немаловажно, документально подтверждены. С бумажным билетом все понятно — это бланк финансовой отчетности, документ, который ясно говорит о том, что его владелец является пассажиром. А вот как квалифицировать электронный билет, российские законы ответа не дают. Именно поэтому бухгалтеры были уверены, что его распечатку нельзя признать полноценным документом.

Напрасные страхи

Однако в середине августа текущего года Минфин, наконец, признал, что электронный билет может приниматься бухгалтерией. В письме от 13 августа 2007 г. № 03-01-10/6-239 четко сказано: «Если работник для поездки в командировку приобрел авиабилет, оформленный в бездокументарной форме, то оправдательными документами для признания расходов в целях налогообложения прибыли могут являться, по нашему мнению, распечатка электронного документа (авиабилет) на бумажном носителе и посадочный талон». Таким образом, продажа электронных билетов отныне узаконена и проблем с признанием расходов на командировку, если служебная поездка оплачена через Интернет, больше нет.

Н. Баразненок, аудитор, — для «Федерального агентства финансовой информации»

Бератор нового поколения
УСН НА ПРАКТИКЕ

Полное руководство для бухгалтера по ведению учета на УСН. Правила учета, которые нужны любому «упрощенцу».

Подключить бератор

Бератор УСН на практике
Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...