УСН: восстановление бухгалтерского учета
13.11.2012 распечататьНовый Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, вступающий в силу с 1 января 2013 года, не освобождает фирмы на «упрощенке» от ведения бухгалтерского учета. Отметим, что в этом законе ничего не сказано о том, что он вступает в силу с бухгалтерской отчетности за 2013 год. Следовательно, фирмы, применяющие УСН, в 2013 году должны сдавать бухгалтерскую отчетность за 2012 год (письмо Минфина РФ от 23 октября 2012 г. № 03-11-09/80).
Бухгалтерская отчетность за 2012 год
Компании, которые на законных основаниях в 2012 году вели бухучет только основных средств и нематериальных активов, формируют годовую отчетность по правилам, действующим по состоянию на 31 декабря 2012 года, то есть по правилам Закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ. Это означает, что таким фирмам в бухгалтерском балансе следует отразить сведения только об основных средствах и нематериальных активах. Ведь от учета этих объектов «упрощенцы» не были освобождены. В остальных строках можно поставить прочерки. При этом подводить итог баланса не нужно.
В отчете о прибылях и убытках достаточно показать доходы и расходы, сформированные по правилам главы 26.2 Налогового кодекса (п. 3 ст. 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Бухгалтерский показатель «Чистая прибыль (убыток)» подсчитывать не нужно, так как он характеризует понятия «доходы» и «расходы» именно в целях бухгалтерского учета.
В дополнение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках представьте пояснительную записку. Такая «упрощенная» отчетность не будет противозаконной, поскольку освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета, предоставленное специальным федеральным законом о бухгалтерском учете, имеет приоритет перед нормами федеральных законов, регулирующих общегражданский статус организаций(постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. № 13-П).
Для ведения бухгалтерского учета с 1 января 2013 года «упрощенцам» потребуются начальные остатки по счетам. Поэтому, если ваша фирма не вела бухгалтерский учет, начинайте восстанавливать его заранее, не дожидаясь 1 января 2013 года. При этом бухгалтеру предстоит не только восстановить начальные остатки по счетам, но и разработать учетную политику для целей бухгалтерского учета, а также утвердить рабочий план счетов.
Поскольку требование о ведении бухгалтерского учета «упрощенцами» не имеет обратной силы, отражать в учете все хозяйственные операции за периоды, предшествующие 2013 году, не нужно. Достаточно сформировать те данные, которые будут участвовать в составлении бухгалтерской отчетности в 2013 году, то есть входящие остатки по счетам на начало 2013 года. А для этого нужно достоверно оценить активы и обязательства по состоянию на эту дату.
Бухгалтерский баланс
В первую очередь «упрощенец» должен сформировать бухгалтерский баланс на начало 2013 года, за который он будет составлять отчетность. Для того чтобы определить входящее сальдо активов и обязательств на эту дату, лучше всего провести инвентаризацию. Однако в отношении некоторых активов инвентаризацию можно не проводить, поскольку информация по ним уже есть. Остановимся на этих активах подробно.
УСН на практике
Всем бухгалтерам и директорам компаний, чья фирма перешла на упрощенную систему налогообложения, мы советуем пользоваться всеми преимуществами УСН по максимуму и не забывать о недостатках.
Справиться со всеми тонкостями применения спецрежима вам поможет как печатный бератор "УСН на практике", так и его электронный вариант.
Так как «упрощенцы» до 2013 года были обязаны вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, то остатки по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов» у них уже имеются.
На основании банковских выписок и данных кассовой книги можно определить остаток денежных средств в банках (входящее сальдо по счетам 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета») и кассе организации (входящее сальдо по счету 50 «Касса»).
При оценке кредитов и займов используйте данные по сумме основного долга и сумме начисленных на конец 2012 года процентов. Значения остатков на конец дня 31 декабря 2012 года и на начало дня 1 января 2013 года совпадают. Эти показатели можно подтвердить, если провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами. С помощью актов сверок можно также восстановить информацию о состоянии расчетов с контрагентами. В итоге в учете по каждому контрагенту сформируется дебиторская и кредиторская задолженность (остатки по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
Для формирования остатков по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» следует поднять все документы, связанные с незавершенными капитальными вложениями, суммировать все затраты и оценить каждый незаконченный объект.
Для оценки всех остальных активов и обязательств потребуется проводить инвентаризацию. Например, она нужна для оценки стоимости запасов (счет 10 «Материалы»), незавершенного производства (счет 20 «Основное производство»), готовой продукции (счет 43 «Готовая продукция») и других активов, имеющих не только стоимостную, но и количественную оценку.
Имейте в виду: каждый остаток должен быть подтвержден оправдательными документами: инвентаризационными описями, актами инвентаризации, первичными учетными документами и т.д.
Поскольку бухгалтерский учет ведется методом двойной записи, начальное сальдо по каждому счету на начало 2013 года отразите с помощью вспомогательного счета 00. Сделайте это таким образом:
ДЕБЕТ 01 (04) КРЕДИТ 00
– отражена первоначальная стоимость основного средства (нематериального актива);
ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 02 (05)
– начислена амортизация по основному средству (нематериальному активу);
ДЕБЕТ 07 КРЕДИТ 00
– отражена стоимость оборудования на складе;
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 00
– отражены капвложения;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 00
– отражена стоимость материалов на складе;
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 00
– отражен остаток денег в кассе;
ДЕБЕТ 51 (52) КРЕДИТ 00
– отражен остаток денег на расчетном (валютном) счете;
ДЕБЕТ 58 КРЕДИТ 00
– отражена стоимость финансовых вложений;
ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 60
– отражена задолженность перед поставщиками за приобретенные товары, работы, услуги;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 00
– отражена задолженность покупателей за отгруженную продукцию;
ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 66 (67)
– отражена задолженность организации по кредитному договору;
ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 68
– отражена задолженность организации по налогам и сборам (в разрезесубсчетов).
Аналогичным способом сделайте проводки для остальных активов и обязательств. После отражения всех входящих остатков на счетах бухгалтерского учета можно рассчитать сальдо по вспомогательному счету 00. Кредитовый остаток этого счета покажет вам прибыль фирмы, накопленную на начало 2013 года, а дебетовый – убыток. Спишите его на счет 84 «Нераспределенная прибыль (убыток)» и отразите по строке «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» бухгалтерского баланса.
Отчет о прибылях и убытках
В отличие от бухгалтерского баланса в отчете о прибылях и убытках отражаются не входящие остатки по счетам, а доходы и расходы за текущий период и аналогичный период предыдущего года. Поскольку законодательство не обязывало фирмы вести бухучет до 2013 года, то при заполнении отчета в 2013 году у фирм на УСН, как и у вновь созданных организаций, могут отсутствовать показатели за аналогичный период предыдущего года. В этих ячейках следует поставить прочерки.
Отчеты о движении денежных средств и об изменениях капитала
В отчете о движении денежных средств показывают остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало 2013 года. Его можно взять из банковской выписки и кассовой книги.
При заполнении отчета об изменениях капитала входящее сальдо по величине уставного, добавочного или резервного капиталов можно взять из учредительных и других документов, подтверждающих операции с капиталом.
По остальным строкам указанных отчетов отражаются оборотные показатели, сформированные за текущий отчетный период.
Упрощенная отчетность для малых предприятий
Если ваша фирма относится к субъектам малого предпринимательства, она может воспользоваться правилами упрощенной системы ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности.
Критерии субъектов малого предпринимательства следующие:
- средняя численность работников фирмы за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 400 000 000 рублей;
- суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале фирмы органов власти, иностранных компаний и граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, а также доля участия, принадлежащая одному или нескольким организациям, не являющимся представителями малого бизнеса, не должна превышать 25%.
Как видим, практически все фирмы, применяющие УСН, соответствуют критериям субъектов малого предпринимательства.
Малые предприятия формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
- в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включают показатели только по группам статей (без детализации по статьям);
- в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводят только наиболее важную информацию, без знания которойневозможно оценить финансовое положение фирмыили результаты ее деятельности.
Упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках утверждены приказом Минфина России от 17 августа 2012 года № 113н и содержатся в приложении № 5, которое дополняет приказ Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н.
Помимо рекомендаций по составлению бухгалтерской отчетности чиновники предлагают упрощенный план счетов для представителей малого бизнеса (Информация Минфина РФ № ПЗ-3/2010). Его «упрощенность» состоит в том, что вместо нескольких счетов можно использовать один, обобщенный, например, для:
- материальных запасов можно применить счет 10 «Материалы» вместо счетов 07, 10, 11;
- готовой продукции и товаров – счет 41 «Товары» вместо счетов 43, 41;
- денежных средств в банках – счет 51 «Расчетные счета» вместо счетов 52, 55, 57, 51;
- дебиторской и кредиторской задолженности – счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79;
- затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) – счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29, 44, 20;
- капитала – счет 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82, 83;
- финансового результата – счет 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90,91,99.
Малое предприятие, ведущее бухучет в упрощенном виде, вправе сформировать бухгалтерскую отчетность за 2012 год на упрощенных бланках, утвержденных приказом Минфина России от 17 августа 2012 года № 113н. Однако если будут использованы общие бланки, это не будет считаться ошибкой (п. 6 приказа Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н).
Фирмам, не попадающим в категорию субъектов малого предпринимательства, бухгалтерский учет придется вести в полном объеме.
Б. Л. Сваин, экспертная редакция Бератор
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com