Учет расходов на товарный знак - Бухгалтерия.ru

Учет расходов на товарный знак

вчера в 13:02 распечатать

Товарный знак признается НМА. Затраты на создание товарного знака, до того, как получено свидетельство о регистрации от Роспатента учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Затем списываются в дебет счета 04 «НМА».

Товарный знак учитывается в составе НМА для целей налогообложения прибыли, при условии, что получено соответствующее свидетельство в Роспатенте.

Согласно ФСБУ 14/2022, товарный знак признается нематериальным активом, если:

  • не имеет физической формы,
  • используется более 12 месяцев,
  • отделим от других активов,
  • может приносить доход,
  • используется в деятельности организации.

Затраты на создание товарного знака до получения свидетельства относятся к капитальным вложениям. Это такие затраты, как:

  • услуги сторонней организации (в частности, услуги патентного поверенного),
  • госпошлина за регистрацию товарного знака,
  • госпошлина за выдачу свидетельства о регистрации товарного знака,
  • иные затраты.

Если товарный знак создан своими силами, ФСБУ 14/2022 не применяется.

Бухучет товарных знаков

Пока товарный знак не зарегистрирован Роспатентом, затраты учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Затем, после получения свидетельства, выдаваемого Роспатентом, списываются с кредита счета 08 в дебет счета 04.

Типовые проводки выглядят так:

  • ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 — учтена стоимость ТЗ;
  • ДЕБЕТ 60 РЕДИТ 51 — оплачены стоимость ТЗ;
  • ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 — выделен НДС;
  • ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51 — уплачена госпошлина за ТЗ;
  • ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 76 — госпошлины учтена в стоимости ТЗ;
  • ДЕБЕТ 04 КРЕДИТ 08 — ТЗ введен в эксплуатацию;
  • ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19 — вычет НДС.

Регистрация товарного знака действует 10 лет, затем ее нужно продлевать. Затраты на продление товарного знака относят либо на коммерческие расходы, либо на капвложения. Проводки аналогичны вышеприведенным.

Налоговый учет товарных знаков

Товарный знак учитывается как НМА, если соответствует критериям, названным выше.

Как напомнил Минфин РФ в письме № 03-03-06/1/71724 от 24.07.2025, расходы на товарный знак, относятся к прочим, связанным с производством и (или) реализацией на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Пп. 28 п.1 ст. 264 НК РФ: «расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 настоящей статьи, за исключением расходов, перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса»

Расходы учитывают по дате начисления или оплаты, зависимости от метода учета, применяемого в компании.

Для УСН также действует такие же правила. Но сам по себе этот спецрежим требует соблюдения следующих правил:

  1. Для учета применяется порядок, установленный для основных средств.
  2. Расходы должны быть оплачены.
  3. Товарный знак используется в деятельности и способен приносить доход.

Документы для подтверждения расходов

Чтобы налоговая инспекция приняла расходы на регистрацию ТЗ и его продление, потребуется полный пакет документов:

  •  Договор с патентным поверенным (или иным исполнителем) на оказание услуг по регистрации товарного знака.
  •   Свидетельство о регистрации товарного знака, выданное Роспатентом.
  •  Документы, подтверждающие оплату услуг: платежные поручения, выписки с банковского счета.
  • Счета-фактуры и акты выполненных работ (оказанных услуг).
  •  Документы, подтверждающие связь зарегистрированного товарного знака с деятельностью компании. Ннапример, выписка из ЕГРЮЛ, договор франчайзинга, отчеты о продажах.

В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...