Учет рабочего времени работников: шпаргалка для самопроверки

11.02.2021 распечатать

Учет времени труда сотрудников – это важная задача, так как от фактически отработанного времени напрямую зависят зарплатные начисления и прочие выплаты сотрудникам.

Для учета рабочего времени есть унифицированные формы. Однако документы для учета работодатель вправе разработать самостоятельно.

Какой режим работы установлен?

В каждой фирме должен быть установлен режим рабочего времени. Его утверждают в правилах внутреннего трудового распорядка.

Если у некоторых работников режим рабочего времени отличается от установленных общих правил, тогда режим работы этих сотрудников указывают в их трудовых договорах, например:

  • ненормированный рабочий день;
  • режим гибкого рабочего времени;
  • сменная работа;
  • разделение рабочего дня на части и др.

Во всех случаях нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

Поэтому каждый работодатель должен установить:

  • вид рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику);
  • вид учета рабочего времени (поденный, недельный, суммированный);
  • продолжительность ежедневной работы (смены);
  • число смен в сутки;
  • чередование рабочих и нерабочих дней;
  • время перерывов в работе;
  • время начала и окончания работы.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Контроль рабочего времени

Формы для учета рабочего времени

Для контроля за соблюдением сотрудниками режима работы применяют табель учета использования рабочего времени:

Эти унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

Особенности учета рабочего времени

При учете рабочего времени есть много нюансов. Вот некоторые из них:

  1. Часы сверхурочной работы нужно фиксировать в табеле. Нужно отметить и нормальную, и сверхурочную продолжительность рабочего времени. Это как раз один из типичных случаев, когда в табель целесообразно ввести дополнительную графу, в которой и отмечать сверхурочные часы.
  2. При учете прогулов важно понимать и правильно определить какой именно прогул у работника. Фиксировать в табеле факт отсутствия работника на рабочем месте нужно с первого же дня. Сначала следует указывать «неявка по невыясненным причинам». Затем в зависимости от действительной причины отсутствия работника, эта отметка может быть изменена на «временную нетрудоспособность» (если он принес больничный) или «прогул».
  3. При болезни работника – время отсутствия сотрудника на работе, подтвержденное листком нетрудоспособности, кадровик также фиксирует в табеле учета рабочего времени.
  4. Сотрудники компании, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право работать на условиях неполного рабочего времени. При этом они получают и детское пособие, и зарплату. В этой ситуации в табель следует ввести дополнительные графы по дням - в одной из них указывать фактические часы работы в дневное время, а в соседней за этот же день отмечать отпуск по уходу за ребенком.

Обо всех особенностях учета рабочего времени читайте далее.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Как вести учет рабочего времени

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...