Ученья заманчивый свет

Ученья заманчивый свет

30.06.2008 распечатать

Не исключено, что российский бизнес в недалеком будущем ожидает настоящий коллапс. И связан он будет с банальным отсутствием рабочих рук. В свою очередь на эту проблему наложится еще одна, не менее важная. Уже сейчас руководителей заставляет хвататься за голову низкая квалификация приходящих со студенческой скамьи специалистов. Нивелировать огрехи в вузовском образовании коммерсанты пытаются за счет программ корпоративного обучения.

Как и всякое нелегкое дело, такой подход имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Причем если выгоды лежат, как правило, на поверхности и всеми признаются, то недостатки «фирменного» обучения могут нанести бизнесу прямой или косвенный урон «исподтишка», по прошествии определенного времени. Между тем корпоративное обучение, по мнению экспертов, необходимо отнюдь не только из-за слабой подготовки выпускников высших учебных заведений. Среди других причин, по которым не стоит жалеть средств и отправлять сотрудников на переподготовку, называют «узкую специализацию» бизнеса, под который приходится «подстраивать» знания приходящих сотрудников, рост требований сторонних и внутренних инвесторов к тщательно спланированной обучающей работе с персоналом. Кроме того, неизбежно усиление конкуренции с зарубежными организациями, где «конвейер знаний» без перебоев штампует специалистов самого высокого класса. Не провалиться на этом уровне позволит продуманная подготовка и переподготовка собственных кадров.

Польза тренировок

Прежде чем говорить о плюсах корпоративного обучения, отметим, что оно, как правило, обретает одну из двух наиболее распространенных форм — либо корпоративный тренинг, либо «корпоративный университет». Первый вариант — это отдельные занятия с приглашением стороннего специалиста; второй являет собой единую систему обучения для работников самого разного ранга и статуса, которая имеет в своей основе единую же, принятую в компании, идеологическую составляющую. Весьма важно, что подобные «университеты» обязан пройти почти каждый новый сотрудник вне зависимости от накопленного им на прошлых местах работы профессионального опыта.

Итак, несомненный плюс корпоративного тренинга заключается в том, что он по своей сути ориентирован на удовлетворение образовательных потребностей конкретной компании. Если на стандартный обучающий семинар обычно собираются представители различных по своему профилю фирм, которым лектор предлагает некий универсальный и оттого «размытый» набор знаний и умений, то внутрифирменные «уроки» позволяют тренеру донести необходимую информацию в сконцентрированном и максимально полезном виде. Кроме того, специалисты считают, что корпоративное занятие беспроблемно в плане его организации и возможных переносов на другое, более удобное для сотрудников организации-заказчика время. В процессе обучения также вполне реально создать не просто «группу переподготовки», но что очень важно — команду единомышленников. Здесь, впрочем, многое зависит от уровня специалиста, ведущего занятия, и поставленной перед ним цели. Так или иначе неформальная обстановка способна сплотить недавно влившихся в коллектив людей. В том случае, если подтянуть знания отправляется группа «старичков», корпоративный тренинг помогает им лишний раз самоутвердиться в привычном статусе. При этом давнее знакомство участников занятия обеспечивает спокойную атмосферу, идеально подходящую для восприятия новых идей.

Некоторые компании, предоставляющие тренинговые услуги, готовы к максимальному удовлетворению потребностей клиентов. С этой целью они бесплатно диагностируют социально-психологический климат в коллективе, после чего дают руководству организации полный отчет и рекомендации по работе с персоналом. Более того, по завершении обучающего курса они осуществляют так называемое пост-диагностирование, в процессе которого оценивается эффект от проведенных занятий и параллельно идет закрепление полученной информации у участвовавших в тренинге сотрудников. Качественное корпоративное обучение, по мнению экспертов, повышает профессиональную мотивацию работников.

Ну и о цене. Обычно стоимость проведения подобных семинаров в меньшей мере зависит от количества обучающихся сотрудников, и в гораздо большей — от длительности учебного курса. Поэтому при желании компания может единовременно повышать квалификацию большому количеству работников, неся при этом разумные затраты. Однако оговоримся, что любители сэкономить должны знать меру. Практикой доказано, что по-настоящему эффективным является обучение группы, численный состав которой не превышает полутора десятков человек.

Подготовка под угрозой

Теперь поговорим о возможных минусах подобной формы переподготовки персонала компании. Самый печальный для работодателей итог тренингов и семинаров — это уход в другую фирму получившего новые знания и повысившего таким образом свою ценность на рынке труда сотрудника. Катастрофическим же станет положение, при котором сплотившиеся за проведенное вместе время люди подадут заявление на уход в массовом порядке. Бывает и такое, однако на этот случай есть действенное противоядие. Оно состоит в заключении с работниками, готовящимися пройти курс, специальных договоров, согласно которым «курсисты» обязуются после обучения отработать на «родном» предприятии определенный период времени. В случае же досрочного увольнения по тому же договору с них можно будет взять неустойку и возместить потраченные на образование «перебежчиков» средства.

Большая опасность кроется и в случае приглашения для переподготовки кадров недостаточно квалифицированного тренера. Вдруг такой человек, к примеру, не сумеет вовремя остановить развитие негативных эмоциональных тенденций в группе? Не исключено ведь, что, дискутируя в процессе занятий, сотрудники начнут «выносить сор из избы», либо наоборот — проявят себя столь ярко, что устоявшийся психологический баланс в коллективе будет безнадежно нарушен. Опытные тренеры стараются оперативно реагировать на возникновение подобных ситуаций и не допускать опасных перекосов.

Еще одним существенным с точки зрения руководства компании минусом является невозможность присутствия высокого начальства на многих занятиях. Дело в том, что профессиональная субординация зачастую не дает рядовым сотрудникам шанса говорить откровенно о пробелах в знаниях и промахах на рабочем месте.

Наконец, бывает, что в малых фирмах тренинги и семинары проводить попросту невозможно, так как тренеру для эффективной групповой работы недостает отправленных на обучение людей. Слишком малый количественный состав — такой же недостаток, как и чрезмерно большое количество обучающихся, и преодолеть его подчас нельзя.

Фирменный «университет»

Несколько слов необходимо сказать о достоинствах и недостатках корпоративных университетов. Главный его плюс — это возможность выстраивать обучение так, чтобы оно максимально соответствовало принятым в компании ценностям. Позитивом является и то, что специалисты фирмы, открывшей свой внутренний университет, отлично знакомы с коллегами, коих им предстоит «тренировать». То же самое и с темами, которые должны быть освещены в ходе занятий. Кому, как не «своему» человеку, знать, какие именно внутрикорпоративные проблемы требуют решения и какие для исправления ситуации необходимо организовать курсы повышения квалификации. Наконец, разработанные собственными усилиями образовательные программы будут стоить дешевле, чем купленные на стороне. Впрочем, весь университет в целом потребует немалых вложений, и позволить его себе, как правило, могут только крупные компании. Среди недостатков «фирменного вуза» можно выделить отсутствие притока свежих идей со стороны, чрезмерную увлеченность спецификой бизнеса конкретной компании, а также сложности при подготовке собственных квалифицированных тренеров.

Налоговый бальзам

В заключение сообщим приятную новость для тех работодателей, которые заботятся о получении своими сотрудниками высшего и среднего образования. Так, возможно, им вскоре не придется оплачивать учебу подчиненных за счет чистой прибыли. Соответствующие поправки в главу 25 Налогового кодекса предлагает внести правительство страны. В настоящий момент столь важный для бизнесменов документ уже находится на рассмотрении налогового комитета нижней палаты парламента.

В. Сухарев, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.