Убыток от продажи авто: особенности учета

Убыток от продажи авто: особенности учета

24.04.2008 распечатать

Согласно Налоговому кодексу, относя на расходы стоимость дорогостоящего автомобиля, фирмы и предприниматели вынуждены к основной норме амортизации применять специальный понижающий коэффициент. Но нужно ли его учитывать при списании убытка от реализации подобного авто?

Дорогостоящая автоамортизация

По смыслу положений главного налогового закона с начала этого года «дорогостоящим» транспортом признаются легковые автомашины с первоначальной стоимостью более 600 тысяч рублей и пассажирские микроавтобусы дороже 800 тысяч рублей. Амортизация по таким авто начисляется в особом порядке. Их первоначальная стоимость умножается на основную норму амортизации, рассчитанную по общим правилам, и корректируется на специальный коэффициент 0,5 (п. 9 ст. 259 НК). В результате сумма ежемесячных амортизационных отчислений получается меньше в два раза, а период начисления амортизации увеличивается вдвое. При этом автомобили, стоимость которых не превышает приведенных лимитов, амортизируются в общем порядке.

Первоначальная стоимость транспортного средства, равно как и других основных средств, рассчитывается как сумма расходов на его приобретение (изготовление), доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ). Кроме того, в нее включаются затраты на регистрацию авто в ГИБДД, в том числе, по мнению специалистов главного ведомства, и уплаченная государственная пошлина (письмо Минфина России от 15 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/831).

Напомним, что до 2008 года «дорогостоящими» считались легковые авто дороже уже 300 тысяч рублей и микроавтобусы, обошедшиеся фирме более чем в 400 тысяч рублей. Стоит отметить, что если подобные транспортные средства были введены в эксплуатацию до 1 января 2008 года, то компания обязана продолжать амортизировать их с применением понижающего коэффициента, даже если их стоимость не превышает новых лимитов (письмо Минфина от 18 января 2007 г. № 03-03-06/1/11).

Убыточная реализация

Если остаточная стоимость основного средства вкупе с расходами на его реализацию превышает выручку от продажи такого ОС, то у организации возникает убыток. Налоговый кодекс позволяет фирмам уменьшить на него базу по налогу на прибыль, но не единовременно. Согласно пункту 3 статьи 268 НК он включается в состав прочих расходов равными долями в течение определенного срока. Период списания подобного убытка исчисляется как разница между сроком полезного использования проданного основного средства и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации. Отсюда и возникает вопрос. Как мы уже указывали, применение понижающего коэффициента при амортизации авто приводит к тому, что период начисления амортизации увеличивается вдвое. Но значит ли это, что увеличивается сам срок полезного использования автомобиля? Как ни прискорбно, специалисты Минфина считают, что да.

Понижающе-увеличивающий коэффициент

В письме от 2 апреля 2008 года № 03-03-06/2/34 финансисты указали, что срок, в течение которого должен списываться убыток от реализации «дорогостоящего» авто, необходимо рассчитывать с учетом понижающего коэффициента 0,5. По мнению представителей главного финансового ведомства, применение подобного коэффициента изначально и исключительно в целях налогообложения предполагает продление срока полезного использования легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, установленного Классификацией основных средств. Следовательно, резюмировали эксперты Минфина, и при определении периода, в течение которого будет списываться убыток от реализации подобных авто, в расчет следует принимать увеличенный срок полезного использования.

Между тем позицию финансистов можно признать достаточно спорной. Ведь если буквально следовать нормам Налогового кодекса, то понижающий коэффициент применяется непосредственно к норме амортизации. Собственно поэтому его и окрестили в народе «понижающим». Конечно, «побочным эффектом» этого действия становится увеличение периода, необходимого для перенесения на расходы полной стоимости автомобиля. Но об увеличении при этом срока полезного использования транспортного средства в Налоговом кодексе никаких упоминаний нет. Не установлена необходимость применения понижающего коэффициента и в тех положениях кодекса, которые регулируют порядок признания убытка от реализации ОС.

Тем не менее если организация рискнет и не последует рекомендациям Минфина, не исключено, что отстаивать свои действия ей придется в суде. Ведь аналогичную позицию финансисты высказывают уже не впервые (письмо Минфина от 19 января 2007 г. № 03-03-06/1/14). Более того, их поддерживают и налоговики (письмо УФНС по г. Москве от 3 ноября 2004 г. № 26-12/71416).

О. Привольнова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.