Туристический налог учитывайте в составе командировочных расходов
05.11.2024 распечататьС 1 января 2025 года в России введен туристический налог, который несомненно увеличит расходы для организаций, направляющих сотрудников в командировки и потребует от бухгалтерии новых правил учета.
Минфин России в письме №03-03-06/1/96816 от 07.10.2024 внес ясность в вопрос учета этого налога в составе командировочных расходов, что особенно актуально для бухгалтеров и финансовых директоров.
Ранее в новостях на Бухгалтерии.ру:
Затраты на оплату турналога будут относиться к расходам по найму жилья
Новая глава 33.1 НК РФ, регламентирующая порядок взимания туристического налога, введена в НК РФ Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ.
Право введения турналога передано муниципальным властям. Налогом облагаются услуги по предоставлению мест для временного проживания граждан в гостиницах, хостелах, санаториях и т.п. Платить налог будут организации и ИП, владеющие такими объектами.
Ставка налога в 2025 году не может превышать 1% от стоимости услуги по проживанию без НДС. При этом сумма минимального налога не может быть меньше 100 руб. за сутки проживания.
Сумма туристического налога должна быть выделена отдельной строкой в расчетных документах (счете-фактуре, чеке и т.д.).
Минфин в письме №03-03-06/1/96816 от 07.10.2024 однозначно указал, что суммы туристического налога, уплаченные в связи с проживанием сотрудника в командировке в регионе, где введен налог, могут быть включены в состав командировочных расходов и уменьшат налогооблагаемую прибыль.
Это вытекает из пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, который относит к командировочным расходам затраты на наем жилого помещения. Минфин интерпретирует это положение так, что плата за проживание, включая туристический налог, попадает под данное определение.
Если сотрудник направляется в командировку в регион, где введен туристический налог, в счете за проживание в гостинице помимо стоимости номера отдельной строкой должна быть указана сумма туристического налога, которую работодатель на основании ст. 168 ТК РФ обязан возместить сотруднику. В этом случае сумма туристического налога включается в состав расходов на командировку и учитывается при расчете налога на прибыль, уменьшая налоговую базу.
Для того, чтобы учесть турналог в составе расходов, бухгалтерии нужно:
- Получить счет-фактуру или чек, где сумма налога указана отдельной строкой.
- Проверить качество оформления первичных документов и сохранить их (счет-фактура, акт об оказании услуг, кассовый чек). Это документы, подтверждающие расходы.
- Правильно отразить расходы соответствующими бухгалтерскими проводками.
Перед отъездом в командировку работнику выдается аванс, включающий в себя сумму предполагаемых расходов на проезд, проживание, а также суточные.
При выдаче работнику аванса на командировку в учете делается запись по дебету счета 71.
Порядок отражения в учете расходов командированного работника зависит от цели командировки. Это могут быть нужды основного (вспомогательного или обслуживающего) производства или управления фирмой. Командировка может быть связана с продажами или приобретением имущества, возвратом или транспортировкой бракованного товара, а также с целью получения прочих доходов (например, заключения договора аренды).
При отражении в учете командировочных расходов, в том числе по найму жилья, на основании авансового отчета, в котором должен быть отражен и турналог, бухгалтер сделает проводки:
ДЕБЕТ 20 (08, 23, 26, 28, 29, 44, 91-2) КРЕДИТ 71
- списаны расходы по найму жилья в командировке;
ДЕБЕТ 20 (08, 23, 26, 28, 29, 44, 91-2) КРЕДИТ 71
- списаны расходы по оплате туристического налога в составе командировочных расходов по найму жилья.
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com