Цвета российского импорта

Цвета российского импорта

09.08.2006 распечатать

Внешнеэкономическая деятельность всегда была выгодной сферой бизнеса. Поэтому неудивительно, что немалая часть отечественных компаний ввозит товары из-за границы. Фирмы, которые занимаются импортом, сталкиваются не только с сильной конкуренцией. Препятствия их работе могут чинить и государственные структуры. Существуют способы, которые позволяют компаниям минимизировать таможенные риски. О правилах успешного импорта рассказал автор статьи.

На что только не идут фирмы, чтобы избежать непомерно высоких, по их мнению, таможенных сборов и пошлин. Можно выделить одну основную «серую» схему, по которой работают многие российские импортеры.

Пусть покупатель – известная российская оптово-розничная сеть. Компания имеет устойчивую репутацию на внутреннем рынке, проводит масштабные рекламные акции, занимается маркетинговыми исследованиями и так далее. В общем это вполне успешная организация, которая торгует, например, мобильными телефонами или посудой известных европейских марок. Вот только товар компания напрямую не импортирует. Этим занимается другая организация, так называемый суррогатный импортер – неприметная фирма, созданная для того, чтобы легализовать ввезенный товар. Естественно, сделать это нужно по возможности законно. За финансовую отчетность суррогатной компании отвечает, как правило, специализированная аудиторско-консалтинговая фирма. В случае непредвиденных осложнений аудиторы должны защитить организацию от претензий налоговых инспекторов или Федеральной таможенной службы.

Формальный покупатель – это типичная фирма-однодневка, задача которой – проставить печати на отгрузочных накладных суррогатного импортера.

Почему же суррогатный импортер напрямую не отгружает товар покупателю? Ответ прост. Продукция поступает из-за границы по фальсифицированным инвойсам*. Цены в них сильно занижены, чтобы сэкономить на таможенных сборах. Поскольку товар фирма в дальнейшем продаст в несколько раз дороже, то бухгалтерская прибыль от реализации будет непомерно большой. А значит и налоги с нее придется заплатить весьма существенные.

Вот тут и вступает в дело любимый поставщик. Это опять-таки фирма-однодневка, которая поставляет товар по ценам и в количествах, необходимых покупателю. Любимый поставщик «правильно» заполнит все отгрузочные документы, проставит нужные реквизиты в счетах-фактурах. Таким образом можно изменять количество отгруженного товара и наценку в соответствии с потребностями покупателя. Значит, можно «играть» суммами и НДС, и налога на прибыль.

У описанной схемы существуют следующие особенности.

Во-первых, формальных покупателей и любимых поставщиков, как правило, существует несколько штук. Это нужно для того, чтобы не привлекать излишнее внимание проверяющих накладными от одного и того же любимого поставщика. К тому же век фирмы-однодневки недолог. Поэтому импортеры всегда имеют несколько виртуальных компаний в запасе. С формальными покупателями аналогичная ситуация.

Во-вторых, необходимо заметить, что никакой связи между формальным покупателем и любимым поставщиком обычно не существует. Таким образом покупатель скрывает истинное происхождение товара.

И в-третьих, хотя это и не показано на рисунке, зарубежных поставщиков и суррогатных импортеров тоже, как правило, несколько.

Подсчитаем выгоду и возможные потери

Итак, как мы упоминали выше, товар поступает из-за границы по «нарисованным» в России инвойсам. Это значит, что зарубежный поставщик аффилирован с покупателем. Точнее, и покупатель, и суррогатный импортер, и любимый поставщик, и его зарубежный партнер – единая структура. Фактически за ними скрывается одна компания или даже единственный человек. Владельцам удобно управлять такой системой, так как все рычаги влияния на бизнес сосредоточены в их руках. При этом расчеты с реальными зарубежными поставщиками-производителями проходят через «карманные» банки-посредники. Последние закрывают глаза даже на то, что паспорта импортных сделок могут быть не оформлены.

Разумеется, описанная схема не лишена изъянов. Фирмы, которые ее используют, могут столкнуться с достаточно серьезными проблемами.

Во-первых, это опасность не получить товар с таможни, если поставкой заинтересовались компетентные структуры. Однако при грамотном оформлении документов и нужных связях данный риск можно свести к минимуму.

Во-вторых, работа с однодневками, как известно, небезопасна. Инспекторы, не стесняясь, заставляют фирмы отвечать за своих поставщиков. Несмотря на то что риск понести убытки достаточно велик, сильная юридическая служба с большой вероятностью поможет избежать неприятностей.

В-третьих, существует возможность преследования со стороны инспекторов, если им удастся доказать, что импортер незаконно оптимизировал налоги. К слову, от этого риска не застрахованы даже те компании, которые ничего не нарушают. Поэтому каждая фирма постоянно должна быть готова к проверке. Не стоит также представлять организацию убыточной в бухгалтерской и особенно налоговой отчетности. В противном случае повышенного внимания контролеров к компании избежать не удастся.

Понятно, что из импортных схем фирмы извлекают в основном финансовую выгоду. Причем одной «экономией» на таможенных платежах она обычно не ограничена.

Рассмотрим пример расчета финансового результата от продажи некой партии товара с использованием схемы и без нее, то есть когда импортер самостоятельно ввозит и перепродает товар.

Нетрудно подсчитать, что, если задекларировать товар на тамож-не по инвойсной стоимости не 100 000, а 50 000 рублей, доход вырастет до 179 200 из-за «выигрыша» на таможенных платежах. Рентабельность в этом случае увеличится на 3,4 процента и составит 29,8 процента. А если определить, например, сколько налогов заплачено по обеим схемам, результат также будет не в пользу «белого» варианта. Причем разница составит более 100 000 рублей.

Несмотря на то, что работа по схеме связана с серьезными рисками, в том или ином варианте ее применяют большинство импортеров. Перед сотрудниками и общественностью фирмы оправдывают использование «серых» схем тем, что не желают работать в убыток себе. Кроме того, отечественное таможенное законодательство до последнего времени было довольно либерально к импортерам. Главным было своевременно платить таможенные сборы. «Обелять» импорт мешала и конкуренция. Так, предприятие, которое приобретает товар по «серой» схеме, вполне может продать его со скидкой, например, 10 процентов и все равно получить большую прибыль, чем фирма, которая работает «по-белому». Понятно, к кому пойдут покупатели в случае ценовых войн.

Законодательство о таможне

Независимо от того, использует компания какую-либо схему или нет, товар нужно правильно задекларировать на таможне. Важно не допустить переплаты пошлин. Она может возникнуть при всевозможных корректировках таможенной стоимости (КТС). От этого напрямую зависит размер обязательных таможенных платежей. Схема такая: импортер определяет таможенную стоимость, а таможня контролирует ее и может изменить в некоторых случаях. Корректировка таможенной стоимости нежелательна для импортера, так как его финансовые результаты могут существенно ухудшиться.

Существует шесть методов расчета таможенной стоимости товаров. Они прописаны в Законе от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе». На практике чаще всего применяют один способ – стоимость определяют по цене сделки с ввозимым товаром. То есть импортер заявляет стоимость поставки в соответствии с контрактом. Ее и считают правильной.

Остальные пять методов можно использовать, только если первый применить нельзя. Заметим, на практике таможенники нередко применяют сразу шестой метод, несмотря на то что он резервный. В этом случае при КТС таможня может привлечь импортера к административной ответственности за недостоверное декларирование товара. Разумеется, действия сотрудников таможни не всегда законны. Сложившаяся судебная практика по этой проблеме противоречива. Поэтому фирма должна быть готова отстаивать свою правоту.

Если судьи посчитают импортера добросовестным, они, скорее всего, встанут на его сторону. Фирмы, которые предоставляют таможне заведомо недостоверную информацию, едва ли могут рассчитывать на снисхождение суда. Заметим, что несоответствие представленных сведений действительности – понятие оценочное. Чтобы установить их недостоверность, необходимо сопоставить имеющиеся данные с теми, которые считают правдивыми. В судебной практике ложность документов часто определяют сравнением бухгалтерских данных и сведений из таможенной декларации (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 мая 2003 г. по делу № А79-5774/ 02-СК1-5049). Могут сопоставлять и суммы, указанные в контракте, с рыночными ценами товаров (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 апреля 2004 г. по делу № А43-9300/2003-10-359).

«Белые» списки таможни

Приказ ГТК России от 28 июня 2004 г. № 727 «О контроле таможенной стоимости отдельных видов товаров» (далее – Приказ № 727) предоставил добросовестным импортерам возможность попасть в список фирм, которые могут проходить таможенное оформление по упрощенной процедуре. Определяя стоимость товара компании из «белого» списка, таможенники будут проверять только инвойсы производителей. Требовать какие-либо дополнительные документы или сведения они не станут. Однако получить такую привилегию не просто. Для этого фирма должна удовлетворять довольно жестким требованиям. Перечислим их.

Во-первых, нерезидентом – иностранным партнером – должна быть организация-производитель либо ее дочернее предприятие. В крайнем случае это иностранная компания – официальный дилер производителя. Офшорные фирмы не подойдут. Инспекторы считают, что организации, которые дорожат своим именем, не доверят поставки неизвестным компаниям сомнительной репутации.

Во-вторых, зарубежный контр-агент должен представить в ФТС пакет документов о себе. В частности, это регистрационные бумаги, данные о названиях и месторасположении заводов компании, сведения о товарном знаке и т. д. Все документы необходимо перевести на русский язык и заверить у нотариуса. Обратите внимание: эти бумаги предоставляет не импортер, а его иностранный партнер.

В-третьих, фирма-импортер должна применять общую систему налогообложения и вести полноценный бухгалтерский учет. Это важное требование. Ведь суррогатные импортеры, о которых говорилось выше, сплошь «упрощенцы» и ПБОЮЛы, хотя и ведут свою деятельность абсолютно офи- циально.

Разумеется, есть еще много других условий. Но именно перечисленные три непосредственно призваны искоренить «серые» схемы импорта. Компании, которая твердо решила попасть в «белый» список, придется затратить на сбор документов и доказательств своей добросовестности довольно много времени. Зато сделать это нужно только один раз. А выгода от упрощенной процедуры таможенного оформления может быть довольно существенной.

Таможня против фирм

На сегодняшний день таможенники уже выиграли несколько дел у недобросовестных импортеров. Однако если ранее это были малоизвестные компании, то недавно ФТС привлекла к ответственности одного из лидеров продаж сотовых телефонов в России. Хронология событий этого дела была такой.

В августе 2005 года управление «К» МВД объявило об изъятии крупной партии мобильных телефонов, которые поставлялись по «серым» схемам в обход таможни. Было изъято около миллиона трубок (десять 30-тонных грузовиков) общей стоимостью до 10 миллионов долларов. Из-за этого огромное количество мелких торговцев сотовыми телефонами оказались на грани банкротства. В результате рынок практически разделили между собой пять–восемь крупных и средних торговых сетей. Интересно, что такой передел рынка спровоцировали государственные структуры, которые должны способствовать добросовестной конкуренции.

В том же месяце известная сеть магазинов сотовых телефонов (далее – Компания) заявила о своем намерении наладить систему прямого импорта телефонных аппаратов и аксессуаров для них без участия посредников. Это говорит о том, что и крупные игроки захотели подстраховаться, чтобы их не «убрали» с рынка конкуренты и в самый неподходящий момент не пострадала репутация.

Воспользовавшись возможностью упрощенной процедуры таможенного оформления, которую предоставляет фирмам Приказ № 727, компания заключила контракт с ведущим мировым производителем мобильных телефонов. В результате фирма закупила аппараты по цене менее 30 долларов США за штуку. Компания продавала их по беспрецедентно низким для российского рынка ценам, что привлекло большое количество покупателей.

В конце марта 2006 года в московском аэропорту «Шереметьево» была изъята партия мобильных телефонов Компании на 530 миллионов рублей. Груз аппаратов одного из крупнейших производителей в количестве 167 500 штук прибыл из Сингапура 21 марта. В период с 25 по 29 марта сотрудники Шереметьевской таможни и ФТС России проконтролировали данную партию товара. 29 марта при выезде с территории СВХ ОАО «Шереметьево-Карго» движение груза было остановлено оперуполномоченным по особо важным делам управления «К» МВД России. После досмотра партия телефонов была изъята.

Интересно, что в дело опять вступили милиционеры, а не таможенники. Значит для того, чтобы беспроблемно импортировать изделия, только попасть в «белые» списки таможни недостаточно. Нужно еще быть на хорошем счету у МВД и ФНС. То есть «зеленый свет» при импорте дают лишь исключительно добросовестным компаниям с незапятнанной репутацией.

Из всего вышеизложенного следует невеселый вывод. Как бы фирма ни импортировала товары, ей всегда следует быть готовой к критическим ситуациям: переменам законодательства, несогласованным действиям силовых структур, проискам конкурентов. Профессиональная правовая поддержка позволит компании на 99 процентов избежать негативных последствий таможенных неприятностей.


* Инвойс – от invoice (англ.), счет-фактура.

Дмитрий Васильев, главный бухгалтер с функциями финансового директора, Фонд «Институт Фондового Рынка и управления»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.