Цена «кассовой» свободы

Цена «кассовой» свободы

16.04.2008 распечатать

Отнюдь не все организации и предприниматели обязаны при осуществлении денежных расчетов со своими покупателями применять ККМ. Однако это вовсе не означает, что тем, кому посчастливилось отказаться от использования этой техники в силу различных причин, «кассовые» неприятности не грозят.

«Спорная» свобода

Обязанность по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов установлена Законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (п. 1 ст. 2; далее — Закон № 54-ФЗ). Однако это правило не распространяется на те виды предпринимательской деятельности, которые перечислены в пункте 3 статьи 2 данного законодательного акта. Их «исключительное» положение, согласно указанной норме, обусловлено либо определенной спецификой самого бизнеса, либо особенностями его местонахождения. В частности, в перечне «освобожденных» от ККТ видов деятельности упомянута и торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для ее осуществления. Правда, и здесь не обошлось без исключений. Так, в находящихся в подобных местах магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, помещениях контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых точках без кассового аппарата уже не обойтись. Под эту категорию подпадает также торговля с прицепов и полуприцепов и на открытых прилавках внутри крытых рыночных помещений при продаже непродовольственных товаров. Собственно говоря, а какие еще варианты торговли остаются, чтобы можно было забыть о ККМ? В письме от 21 марта 2008 г. № 03-01-15/3-77 специалисты главного финансового ведомства пояснили, что при оценке торгового места в целях применения кассового аппарата в первую очередь необходимо принять во внимание следующие обстоятельства. Первостепенное значение будут иметь обустроенность места торговли, его приспособленность к показу и сохранности товара и нахождение на одном специально отведенном пространстве. К сожалению, по каким признакам можно понять, что перед нами торговая точка, и учесть «во вторую очередь», представители Минфина распространяться не стали. Вместе с тем налоговики и коммерсанты нередко расходятся во мнениях при определении «обустроенности» места торговли. Разрешать же подобные споры приходится в суде. К примеру, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30 августа 2007 г. № А28-3918/2007-148/27 судьи признали правомерным неприменение ККТ в помещении, где отсутствует возможность закрывать его на замок и поддерживать необходимый температурный режим. А вот в решении от 5 декабря 2006 г. № А11-2902/2006-К2-21/255 арбитры признали обустроенным оборудованное для торговли помещение из металлического уголка, обтянутого сеткой-рабицей. Основой для такого вывода послужило наличие следующих атрибутов: витрины для показа товара, закрывающейся пластиковыми рольставнями, бетонного прилавка и отдельного входа, закрывающегося на замок. Судьи Поволжского округа освободили предпринимателя от штрафа за неприменение ККМ, поскольку прилавок, с которого он торговал, хотя и находился в крытом помещении рынка, но не имел стационарного ограждения от прохода покупателей (постановление от 3 марта 2008 г. № А55-11824/2007).

В преддверии часа икс

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ фирмы и предприниматели вправе отказаться от использования кассового аппарата при расчетах с покупателями при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Данная норма распространяется только на хозяйствующие субъекты, которые оказывают населению услуги, поименованные в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (далее ОКУН). Так, в письме от 21 марта 2008 г. № 03-01-15/3-78 финансисты напомнили, что поскольку приказом Минтранса от 7 января 1995 г. № 18/ВБ-3/52 транспортно-экспедиторские услуги исключены из ОКУН, то и расчеты за эти услуги должны осуществляться с использованием контрольно-кассовой техники. Кроме того, необходимо учитывать, что если в отношении какой-нибудь из означенных сфер деятельности БСО не утвержден, то о неприменении ККТ фирме, работающей в этой области, можно забыть (п. 24 Положения, утвержденного постановлением правительства от 31 марта 2005 г. № 171, письмо Минфина от 14 июля 2006 г. № 03-01-15/6-182). Утверждение же форм бланков строгой отчетности обязанность Министерства финансов. К слову сказать, справляется с ней главное финансовое ведомство нелучшим образом. Дело в том, что согласно указанному постановлению правительства срок действия «старых» БСО должен был закончиться еще 1 января 2006 года. Однако в связи с тем, что финансисты не успевали вовремя выпустить все необходимые формы бланков строгой отчетности, дата перехода на обновленные БСО переносилась уже дважды: сначала на 1 сентября 2007 года, затем на 1 июня 2008 года. При этом каждый раз бизнесменам, еще не «осчастливленным» утверждением необходимого бланка, приходилось изрядно понервничать. Ведь если срок не перенесут, у них есть только одна альтернатива — срочно обзаводиться кассовым аппаратом и налаживать его работу. Кстати говоря, до очередного «момента истины» осталось совсем немного, но на сегодняшний день обновлена лишь незначительная часть документов. В число «свежих» входят, в частности:

  • форма бсо для страховых компаний — «квитанция на получение страховой премии (взноса)» (приказ минфина от 17 мая 2006 г. № 80н);
  • бланк для организаций, оказывающих услуги ломбарда — «Залоговый билет» и «Сохранная квитанция» (приказ Минфина от 14 января 2008 г. № 3н);
  • форма БСО «Квитанция на оплату услуг газификации и газоснабжения» (приказ Минфина от 9 февраля 2007 г. № 14н).
«Не было печали...»

До недавнего времени в перечень «счастливчиков» входили и турфирмы. Приказом от 9 июля 2007 года Минфин утвердил для них бланк строгой отчетности — «Туристская путевка». Однако и в данном случае главное финансовое ведомство с поставленной задачей не справилось. Документ вызвал немало нареканий представителей туристической отрасли, а недавно и вовсе был признан недействующим по решению Верховного Суда (решение от 12 февраля 2008 г. № ГКПИ07-1144). Как оказалось, названный бланк попросту противоречит Закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», поскольку не содержит условий путешествия (Закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ). По смыслу положений статьи 10 этого законодательного акта, указали судьи, подобные сведения (включая информацию о размещении, проживании, питании, услугах перевозки туриста и прочее) являются обязательным реквизитом туристической путевки. Однако утвержденный Минфином бланк не предусматривает графы, куда могли бы быть вписаны такие сведения. При таких обстоятельствах верховные судьи признали форму «Туристической путевки» недействующей, как не соответствующую закону и нарушающую права потребителей. Иными словами, в преддверии часа икс над турфирмами вновь нависла «кассовая» угроза.

В заключение напомним, что неприменение в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники может аукнуться предпринимателям штрафом в размере от 1500 рублей до 2000 рублей, а фирмам — от 30 000 до 40 000 рублей. Причем судьи не склонны считать такое правонарушение малозначительным.

М. Тушнов, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.