Существенные изменения в правилах проведения инвентаризации с 1 апреля 2025
08.04.2025 распечататьС 1 апреля 2025 года все коммерческие компании обязаны проводить инвентаризацию по правилам, установленным в новом ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». Этот Стандарт был утвержден приказом Минфина от 13 января 2023 г. №4н. Два года с момента утверждения были даны на ознакомление с новыми требованиями и на добровольный досрочный переход на новый стандарт. Теперь он стал обязательным.
Редакция бератора, включила все новые требования по инвентаризации в бератор Практическая энциклопедия бухгалтера заранее, на тот момент, когда у компаний появилось право на добровольное применение норм ФСБУ 28/2023. Сейчас эксперты подготовили обзор самых существенных изменений.
ФСБУ 28 устанавливает требования к инвентаризации активов и обязательств коммерческих фирм. У «бюджетников» свои стандарты.
Больше ситуаций, когда вы обязаны провести инвентаризацию
Согласно ФСБУ 28/2023, проведение инвентаризации обязательно (п. 15, п. 16 ФСБУ 28/2023):
- при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
- при передаче (возврате) активов в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при отчуждении активов организации;
- при смене материально ответственного работника;
- при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов;
- при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов;
- в случае пожара, аварии, стихийного бедствия, а также иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация;
- при реорганизации организации, за исключением преобразования;
- при ликвидации организации.
Старый порядок предусматривал, что инвентаризацию в обязательном порядке проводят перед составлением отчетности и на день приемки-передачи дел при смене материально ответственного лица.
Теперь установлено, что обязательную инвентаризацию нужно проводить не только при передаче, но и при возврате активов, включая случаи безвозмездного пользования и управления. А для реорганизации в форме преобразования инвентаризация не обязательна.
Состав инвентаризационной комиссии
Численный состав инвентаризационной комиссии должен быть более 5 человек (п. 21 ФСБУ 28/2023).
По новым правилам результаты инвентаризации признают недействительными при отсутствии одной пятой и более членов комиссии (п. 21 ФСБУ 28/2023).
Читайте в бераторе: Когда инвентаризацию лучше отложить
Инвентаризационных комиссий может быть несколько
Согласно пункту 19 ФСБУ 28/2023, инвентаризационная комиссия может быть одна или несколько - для проведения инвентаризации разных активов и обязательств: запасов, ОС, НМА, финансовых вложений, оценочных резервов и т.д.
Смотрите в бераторе: Приказ о постоянно действующей инвентаризационной комиссии
Согласно требованиям ФСБУ 28/2023, инвентаризационная комиссия должна не просто сверить фактическое наличие объектов по инвентаризационной ведомости, но и провести необходимые оценки и подтвердить их обоснованность.
Речь идет о том, что для ряда объектов стандарт требует проведения проверки документов и выполнения расчетов. К таким объектам относятся (подп. «б» п. 4, п. 18 ФСБУ 28/2023):
- денежные средства на счетах в кредитных и иных организациях;
- финансовые вложения;
- НМА и капвложения в них;
- активы в виде дебиторской задолженности и иные аналогичные обязательства;
- отложенные налоговые активы и обязательства;
- источники финансирования деятельности компании и др.
Как быть тем, у кого «малые объемы», небольшой штат
Если работников в компании мало, инвентаризацию проводят главбух и руководитель или сам руководитель.
Ревизионная комиссия проводит проверку вне зависимости от объема работ, если это предусмотрено уставом компании. Но небольшим компаниям можно наделить ревизионную комиссию полномочиями для проведения инвентаризации.
Еще один новый вариант - передать проведение инвентаризации аудиторской организации по договору. Раньше это было запрещено.
Читайте в бераторе: Сведения о данных бухучета, которые должны быть собраны перед началом проверки
Методы проверки
В случае, когда применение способов выявления фактического наличия отдельных видов активов... невозможно или излишне затратно, допускается применение альтернативных способов, в том числе видео-, фотофиксации.
Причем допускается использование технических средств дистанционной трансляции сигнала (видеосвязь или др.), в том числе на большие расстояния.
Дата инвентаризации
Сроки (даты начала и окончания) проведения инвентаризации в случаях, когда инвентаризация обязательна (п. 15 ФСБУ 28/2023), устанавливает руководитель организации своим приказом (п. 17 ФСБУ 28/2023).
Сроки инвентаризации установлены подпунктами «а» - «з» пункта 16 ФСБУ 28/2023:
- при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности - на отчетную дату;
- при смене материально ответственного лица - на дату приема-передачи дел;
- перед передачей активов третьим лицам или перед их возвратом;
- по факту обнаружения порчи имущества;
- при реорганизации или ликвидации - перед составлением передаточного акта или ликвидационного баланса.
Документирование и результаты
Инвентаризация может дать результаты, которые нужно будет по правилам ФСБУ отражать в бухгалтерской отчетности:
- утраченные или испорченные активы (сверх норм естественной убыли);
- испорченные (утраченные) активы, которые можно реализовать или использовать;
- основания для возмещения недостачи.
Инвентаризационная комиссия должна представить основания для признания дебиторской задолженности безнадежной или сомнительной, а также основания для списания объектов бухгалтерского учета.
Излишки нужно оценивать по справедливой стоимости, либо по балансовой стоимости, либо по балансовой стоимости аналогичных активов (подп. «а» п. 11 ФСБУ 28/2023).
Читайте в бераторе, что составляет нормативную базу по инвентаризации.
Инвентаризация 2025. Сравниваем новые и старые правила
Параметр инвентаризации | Как было до 1 апреля 2025 года | Как стало после 1 апреля 2025 года |
Периодичность инвентаризации |
|
|
Сроки инвентаризации | Устанавливает руководитель организации своим приказом | Сроки (даты начала и окончания) проведения инвентаризации установлены подпунктами «а» - «з» пункта 16 ФСБУ 28/2023:
|
Когда не нужно создавать комиссию | Комиссию можно не создавать, если в компании работает один человек. | Если работников в компании мало, инвентаризацию проводят главбух и руководитель или сам руководитель. |
Передача инвентаризации на аутсортинг | Не предусматривалась | Проведение инвентаризации можно поручить аудиторской организации по договору. |
Если число членов комиссии пять и менее человек, обязательно присутствие при проведении инвентаризации всего состава комиссии. Отсутствие хотя бы одного из них является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. | Если число членов комиссии больше пяти, то отсутствие одного из них не является критичным (п. 21 ФСБУ 28/2023).
Если число членов комиссии менее 5 человек, при проведении инвентаризации обязаны быть «на месте» все.
| |
Материально ответственные лица в составе комиссии | Включать в состав комиссии материально ответственных лиц запрещено. | Включать в состав комиссии материально ответственных лиц запрещено. |
Сколько может быть комиссий | Одна | Несколько для проверки разных активов и обязательств |
Методы инвентаризации | Осмотр, подсчет, взвешивание, обмер | Добавлены видео и фото фиксация |
Учет излишков | По рыночной стоимости. | По справедливой стоимости, либо по балансовой стоимости, либо по балансовой стоимости аналогичных активов (подп. «а» п. 11 ФСБУ 28/2023). |
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com