Страховые взносы для высоких зарплат

18.10.2011 распечатать

Когда заканчивается какое-то яркое представление, скажем, цирковое, одним зрителям становится непреодолимо грустно, а другие вздыхают с облегчением — было смешно, иногда страшновато, но уж слишком все затянулось. Как бы то ни было, в увеселительной программе под названием «На сколько нам снизить ставку страховых взносов?», кажется, прозвучал финальный аккорд. Шапито сворачивает шатер, музыканты чехлят инструменты. Впрочем, уже через год-другой гастроли возобновятся: афиши уже расклеены. Правда, слово «снизить» в них заменено на «повысить», так что зрителям будет еще веселее.

Когда-то у многих советских иллюзионистов был в ходу следующий фокус: брали в руки, к примеру, большой шелковый платок, на глазах публики отрезали ножницами по кусочку, а затем шелк как бы сам собой срастался – платок становился как новенький. Как говорится, «ловкость рук и никакого мошенничества». Не в обиду будь сказано, но до наших чиновников этим фокусникам, среди которых были очень знаменитые, очень далеко. Произошло буквально следующее: взяв в свои руки НЕЧТО и пообещав его уменьшить, наши госмужи уменьшили его так, что это одно НЕЧТО... для кого-то действительно уменьшилось, а для кого-то — увеличилось. Может, конечно, и оптический обман, но эффект налицо.

Весь вечер на арене

Софиты, прожекторы, до отказа забитые зрителями цирковые трибуны. Оркестр играет туш. На арене кольцами свернулся откормленный до исполинских размеров удав. Зачем он здесь, ему невдомек, но мысли в голове самые тревожные: «Дрессировщик обещал посадить на диету или вообще того... Сократить. Экий ты, говорит, вымахал – жалуются на тебя, пугаешь, объедаешь, душишь всех подряд. В тень, дескать, какую-то от меня все шарахаются. Эх, жизнь! Сначала кличку поменяли: то ЕСНом кликали, а теперь взносом каким-то. Теперь вот под сокращение. Раскармливали-то тогда зачем? Ладно, раз жалуются – сокращайте. Пропадать так пропадать. А кто, кстати, жалуется-то? Эти, что ли, востроухие? Так я их!»

Кроме удава, на арене находятся три кролика – малый, средний и крупный. На мордочках у всех – ожидание и нетерпение. Крупный, впрочем, выглядит поспокойнее.

Появляется шпрехшталмейстер (человек, объявляющий номера) и факир:

Шпрехшталмейстер: «Дамы и господа! Ун-н-н-икальный номер! На ваших глазах удав, без применения хирургических инструментов, сократится на (неразборчиво) процентов!»

Факир (шепотом): «Сожалею, но никак невозможно-с».

Шпрехшталмейстер: «Что значит невозможно?! Мои слова в граните отливают! Да и номер объявлен, публика ждет!»

Факир: «Сократим на (неразборчиво) процентов – так он вообще захиреет совсем, лучше уж вообще усыпить сразу».

Шпрехшталмейстер: «Ну, придумайте что-нибудь. Так сократите, чтобы не захирел, а заодно и эти (в сторону кроликов) довольны остались и в тень не прятались. Ведь должен же быть способ какой-то».

Факир: «Идея! Мы его так сократим, что он у нас будет в длину от хвоста до головы – 6 метров, а от головы до хвоста – 4 метра».

Шпрехшталмейстер: «А разве так можно?»

Факир: «Так наш же удав – как хотим, так и меряем!»

Шпрехшталмейстер: «Здорово! А в диаметре?»

Факир: «Безразмерный».

Шпрехшталмейстер: «Постойте, но он же у нас сейчас в длину 5 метров – что так, что этак. Какое же это сокращение?»

Факир (твердо): «Сокращение. По-другому не получится».

Шпрехшталмейстер: «Вообще-то я компромиссов не приемлю, но валяйте, действуйте».

Удав: «Ну, варит голова у этого факира! Просто гений, парадоксов друг. Не дал пропасть!»

Факир: «Абра! Швабра! Кадабра!»

Звучит барабанная дробь. Факир совершает магические пассы, и удав превращается... Удав превращается... Удав сокраща...


Толкование снов

Б-р-р, приснится же ересь такая. Не к добру. По дороге на работу забегаю в гости к знакомому колдуну-аналитику из консалтинговой компании. Истолкуй, прошу... Да легко, отвечает. Помнишь, дескать, чем сопровождалось введение ставки страховых взносов в 34%? Как не помнить – протестами бизнеса по всей стране от мала до велика. Ну, так вот тебе и удав с кроликами. А помнишь, мол, как еще в марте года сего госу... президент наш Дмитрий Анатольевич Медведев поручил правительству снизить ставку это до «приемлемого уровня» и как правительство, понимая, что предложение это из разряда тех, от которых нельзя отказаться, все же долго сопротивлялось, ссылаясь на то, что потери от такого снижения будут просто колоссальными. Президент продолжал настаивать, и вот 17 июня на форуме в Санкт-Петербурге было наконец объявлено о снижении общей ставки с 2012 года до 30%, а для малого неторгового бизнеса – с 26 до 20%. Правительство в лице главы Минфина Алексея Леонидовича Кудрина быстренько подсчитало, что выпадающие доходы составят 460 млрд рублей, которые больше не знаешь где и взять, и стало искать обходной путь. И путь этот был найден (факир – действительно светлая голова).

Зарядка для «хвоста»

Итак, на недавнем совещании у президента было объявлено, что общая ставка для зарплат, не превышающих пороговые значения (это 512 тыс. рублей, или 43 тыс. рублей в месяц в 2012 году и 567 тыс. в 2013 году), действительно уменьшается с 34 до 30%. Для неторгового малого бизнеса – с 26 до 20%. Но вот для зарплат свыше этой планки вводится дополнительная ставка, прозванная в правительстве хвостом, – по ней облагается сумма превышения над порогом. Для крупного и среднего бизнеса «хвост» будет величиной 10%. Для малого было сначала предложено 7%, но президент дал чиновникам еще несколько дней на раздумья. За эти несколько дней цифры, по сообщениям различных чиновников, прыгали, как нестабильная температура, после чего г-н Кудрин объявил, что «хвост» у малого бизнеса (опять же нефинансового и неторгового) скорее всего попросту купируют. То есть дополнительную ставку с высоких зарплат «обнулят».

Решение правительства установить нулевую ставку для неторгового малого бизнеса повлечет за собой незначительное увеличение выпадающих доходов – около 5 млрд рублей в год, считает замглавы Минфина Татьяна Нестеренко. «Не очень большая разница. В принципе, фонд оплаты труда, который превышает пороговое значение в малом бизнесе, не очень большой», – заявила она. По данным Минфина, 95% зарплат в России невысокие, то есть не попадают под дополнительное налогообложение. В этом году средняя зарплата составит 21 тыс. рублей в месяц, а в следующем – 23 тыс.

Вывод такой: компании с высокими заработками будут платить не по сниженной с 34 до 30% ставке, как того хотел президент, а по повышенной – 40%. То есть обещанное президентом снижение страховых взносов для основной части бизнеса оплатят предприятия с высоким уровнем зарплат. Обещанное президентом прошлой весной снижение страховых взносов для бизнеса не вернет их на прежний уровень: до 2011 года бизнес платил их по ставке 26%, малый – по ставке 16%. В этом и фокус, на который не способны даже лучшие наши иллюзионисты – понизить что-то так, чтобы это что-то повысилось.

«Июньская новость о снижении взносов до 30% произвела эффект хоть какого-то решения, а 10% сверху просто разочаровывают», – говорит президент «Деловой России» Александр Галушка. В результате получим уход зарплат в тень и замедление темпов роста экономики, прогнозирует он: по подсчетам Минэкономразвития, из-за повышения взносов в 2011 г. рост ВВП замедлится на 0,5–0,7%, а по прогнозу Института Гайдара – на 0,7%. Причем несырьевой бизнес пострадает, а сырьевая экономика роста нагрузки не заметит.

Второй фокус: «хвост» не будет увеличивать пенсионные накопления работников, с чьих зарплат он взимается. То есть взнос перестает быть взносом и фактически превращается в новый налог. И налог этот, по предварительным прикидкам, принесет 160 млрд рублей в год, но зато заморозит рост уровня оплаты труда сотрудников. Что касается неторгового и нефинансового бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения, который будет избавлен от необходимости платить дополнительные страховые взносы с зарплат выше 512 тыс. рублей, то нововведение это, может, и приятное, но коснется крайне ограниченного количества компаний – в структуре малого предпринимательства неторговые фирмы занимают порядка 20%. По данным «ОПОРЫ России», доля нефинансового и неторгового сектора – лишь 15–17% от общего числа малых фирм. Кстати, по статистике Росстата и Федеральной налоговой службы, на 1 июля 2010 года в России было 219,61 тыс. малых предприятий (с численностью работников от 16 до 100 и годовым оборотом до 400 млн рублей) и 1,375 млн микропредприятий (до 15 работников и с годовым оборотом до 60 млн рублей). И от 50 до 80% из них работают именно в торговом секторе. Из этого следует, что решение правительства не разорит примерно каждый шестой малый бизнес.

В любом случае это решение только на два года. К 2014 году правительство выработает «более серьезную конструкцию и концепцию сбалансированности Пенсионного фонда на длительный период» и, соответственно, новую систему уплаты страховых взносов, обещает министр финансов Алексей Кудрин.

P. S.

«Вот так вот, брат, – резюмировал колдун-аналитик. – Так что кролик твой, который самый маленький, правильно трясся. Да и средний тоже. А вот как тебе помочь, чтобы ерунда подобная не снилась, не знаю. Разве что посоветовать на заседания правительства поменьше ходить да в Госдуму, так у тебя работа такая. В общем, терпи. Удачи».

Владимир Хвориков

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...