Столичный парламент за культуру без рекламы

Столичный парламент за культуру без рекламы

19.06.2008 распечатать

Рекламные щиты и перетяжки на фоне памятников культуры на сегодняшний день стали частью убранства города. Однако не всем по душе такая тенденция. Против рекламы на исторических сооружениях выступили представители Московской государственной думы, которые подготовили проект поправок, призванных освободить исторические районы от современного обрамления. Однако инициатива депутатов столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, ставящих на дальнейшей судьбе закона большой знак вопроса.

Культурное наследие прямо за билбордом

Обсуждению вопросов, связанных с наружной рекламой на памятниках архитектуры, было посвящено заседание круглого стола под громким названием «Москва — это исторический центр или рынок? Будет ли принят законопроект о запрещении размещения рекламы на объектах культурного наследия?». Мероприятие, состоявшееся 18 апреля в здании Мосгордумы, собрало не только причастных к рекламной отрасли государственных представителей, но и заинтересованных предпринимателей, которых данная проблема волнует ничуть не меньше.

Началось все с позитивной ноты, а именно с поздравлений участников стола от председателя Комиссии по культуре и массовым коммуникациям, депутата Мосгордумы Евгения Герасимова с днями культурного наследия в городе Москве. Также дата заседания совпала с Международным днем охраны памятников и достопримечательностей, и по словам депутата, законопроект, подготовленный столичной думой, как раз и направлен на то, чтобы защищать все культурное и историческое в городе:

— Наша задача — сделать так, чтобы на исторических зданиях не было такого количества рекламы. Мы выступаем даже за то, чтобы на них ее не было вообще. Ведь хочется, чтобы приезжие в столицу люди оказывались не в большом магазине, а в музее, поскольку Москва таковым и является.

Конкретные факты рекламных «ужасов», подкрепленные ярким видеорядом, представил депутат Мосгордумы Александр Крутов, который продемонстрировал собственноручно снятые кадры щитов, билбордов и перетяжек, закрывающих вид на памятники архитектуры. Главным «экспонатом» коллекции явился щит «Жаба будет рада», который защищал подступы к Кремлю и вид на Храм Василия Блаженного в 2004 году. И с тех пор мало что изменилось: на этом же самом месте сейчас красуется другой рекламный объект слегка уменьшенного размера.

Проблему надо решать кардинально

Свою обеспокоенность состоянием памятников архитектуры выразил и заместитель председателя по культурному наследию города Москвы Александр Филяев. Он заявил, что реклама не только нарушает исторический колорит города, но и наносит существенный физический вред историческим объектам. Он отметил, что, например, крышные установки, размещенные на историческом здании, а также перетяжки, крепящиеся к фасаду дома, попросту разрушают памятники:

— Данная ситуация требует кардинального решения, а Москва на данный момент решает все вопросы локально. За последний год мы рассмотрели порядка 400 заявок и обращений на размещение рекламы. В большинстве этих случаев мы ответили отказом. Была согласована только лишь та реклама, которая находится на уровне первого этажа и служит для информирования жителей и гостей столицы о магазинах и ресторанах, которые находятся в этом здании. Но данные подходы комплексно вопрос не решают. Со словами Александра Филяева согласилась и заместитель председателя Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы Ирина Руденко:

— 15 апреля на заседании правительства Москвы рассматривался вопрос о мерах по освобождению отдельных исторических территорий города Москвы от наружной рекламы, и было предложено 3 зоны, находящиеся под охраной ЮНЕСКО, с которыми мы начнем первоначально работать по освобождению от наружной рекламы. Это территория Кремля, Новодевичьего монастыря и музея-заповедника «Коломенское». Но это только первый шаг, на котором мы должны отработать схему взаимодействия с органами исполнительной власти и механизм вывода рекламных конструкций, которые попадают в эту охранную зону, а также вариант компенсации. Хотелось бы отметить, что в Законе от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» такой темы, как запрет размещения рекламы на объектах культурного наследия, не было. Мы, безусловно, поддержим идею Москомнаследия и будем активно работать над ней совместно.

Игра в придирки

Готовящийся законопроект подразумевает не только запрет установки рекламных конструкций на объектах культурного наследия, но и на их территории, в зонах охраны памятников. Также выше первого этажа исторических зданий планируется запретить размещать вывески органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций и конструкций, содержащих информацию о режиме работы и наименовании организации. Над первым этажом будет разрешено оставить только надписи, «соответствующие историческим функциям объектов культурного наследия и не нарушающие их исторический облик».

Как отметил Евгений Герасимов, проект о внесении изменений в закон № 73-ФЗ был отправлен в Государственную Думу, но его возвратили на доработку. Теперь, после внесения некоторых поправок, законопроект о запрещении размещения рекламы на исторических объектах представлен к рассмотрению повторно, однако есть опасения, что он не будет принят вовсе:

— Не исключено, что могут возникнуть проблемы из-за владельцев зданий. Ведь они явно будут возражать против снятия своей рекламы.

Обсуждая проблемы, которые мешают принять закон, член Комиссии по культуре и депутат Мосгордумы Степан Орлов отметил, что необходимо заканчивать период «широкой наружной рекламы», которая охватила весь город. Депутат сообщил, что на определенном этапе становления рыночной экономики такая реклама была важна, но сейчас мнение и представителей бизнеса, и москвичей сходится на необходимости «вводить наружную рекламу в определенные рамки»:

— Реклама — один из каналов коммуникации общества и власти, но мы не можем разрушать исторический облик столицы и не можем жертвовать имиджем Москвы как культурного города. Мы очень подробно обсуждали текст законопроекта, который был внесен, и я считаю, что мы нашли компромиссное решение, связанное с вывесками. У нас были большие дискуссии, и мы нашли те формулировки, которые бы устраивали и Комитет по охране культурного наследия, и другие организации. Мы сохранили возможность размещения исторических названий выше первого этажа. Однако текст, который мы первоначально направляли в Государственную Думу, был возвращен, началась игра в придирки. Если проект и сейчас не будет принят к рассмотрению и вернется с какими-то минимальными замечаниями, то снова придется проходить всю регламентную процедуру. Мне кажется, нам необходимо объединить все усилия депутатов Государственной и городской дум, правительства Москвы и общественности для того, чтобы внести эти поправки в закон об объектах культурного наследия. Это очень важный вопрос, и я рассчитываю, что совместными усилиями мы его решим.

Сторону предпринимателей в обсуждении вопроса выразил управляющий делами группы компаний «Спортмастер» Сергей Агибалов. Он согласился, что проблема с наружной рекламой в Москве на самом деле существует. Однако отметил, что действовать исключительно запретами неправильно. Предприниматель считает, что необходимо более взвешенно разделять рекламу по ее типу, иначе можно прийти к безликому виду Москвы, а также лишить москвичей информации.

День охраны памятников заставит вспомнить о культуре

Международный день охраны памятников был утвержден в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) и отмечается каждое 18 апреля во всех странах, входящих в ЮНЕСКО. Цель данного проекта — привлечь внимание широкой общественности к проблемам исторического и культурного наследия, а также способствовать популяризации исторических памятников. В этот день в рамках демонстрации и ознакомления с коллекциями многие музеи мира, включая и российские, работают для посетителей бесплатно.

Охранное обязательство

Свой вариант решения проблем предложил председатель московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Сергей Королев. Он отметил, что закон № 73-ФЗ формулирует ряд ограничений градостроительного порядка:

— Они действуют как система ландшафтно-визуальных ограничений, связанных, правда, с новым строительством. Однако наличие перетяжек и конструкций, препятствующих для восприятия визуальных связей ансамблей города, уже является нарушением действующего законодательства. Можно и силами города распространить эти положения на те моменты, которые связаны с наличием и размещением рекламы. Помимо принятия непосредственного законопроекта, Сергей Королев предложил ввести определенные штрафные санкции для предпринимателей, чья реклама нанесла вред памятникам. Также он призывает организовать специальные информационные стенды, которые бы разъясняли москвичам и гостям столицы ценность тех культурных объектов, рядом с которыми они в данный момент находятся.

Итог дискуссии подвел заместитель председателя Комитета Государственной Думы по культуре Александр Тягунов, который предложил ввести «охранное обязательство» — своеобразный паспорт культурного объекта:

— Паспорт будет содержать всю информацию о памятнике и указание, можно ли на нем размещать рекламу или нет. Тогда у предпринимателей не возникнет никаких вопросов.

Марина Данюкова

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...