Стажировка. Как оформить без ошибок? - Бухгалтерия.ru

Стажировка. Как оформить без ошибок?

12.12.2024 распечатать

Стажировка в компании – хорошее решение и для самого предприятия, и для работника. Трудовое законодательство допускает несколько вариантов прохождения специалистом стажировки. Расскажем, кого можно, а кого нельзя привлечь для прохождения стажировки и как правильно оформить такие отношения между сторонами.

Что говорит Трудовой кодекс?

С каждым годом стажировки становятся все популярнее у работодателей. Это хорошая важность попробовать в деле новых специалистов, лучшим можно предложить место в компании по завершению стажировки.

Для самих специалистов — стажировка тоже хороший вариант начала своей карьеры, тем кто только начинает свой путь в профессии, дается возможность увидеть изнутри механизм работы, познакомиться с новыми, практическими техниками выполнения задач, получить рекомендации и советы от опытных специалистов. Заметим, что на стажировки могут попасть не только студенты или выпускники, но и более взрослые люди, которые решили изменить свой профессиональный путь и попробовать себя в новой профессии.

В Трудовом кодексе стажеры не упоминаются, определения такой группе работников законодательство не дает. Обычно компании ищут для стажировок начинающих специалистов, как студентов и выпускников учебных заведений, так и людей, решивших поменять профессию.

Однако в Трудовом законодательстве само слово «стажировка» используется. Упоминается оно в статье 214 ТК РФ, посвященной обязанности работодателя в области охраны труда. В частности, в данной статье отмечается, что работодатель обязан обеспечить «обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда».

Это значит, что для некоторых категорий работников компания буквально обязана обеспечить прохождение стажировки, прежде чем разрешить специалистам трудиться. Обратите внимание на Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 (в ред. от 12.06.2024) «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». Третий раздел документа посвящен организации и проведению стажировок на рабочем месте.

Прием на стажировку

Предположим, что вы приняли решение взять на стажировку в ваш офис несколько стажеров. Кандидатов нашли быстро, но что делать дальше? Как правильно оформить прием на стажировку?

Сперва предприятию нужно ответить на несколько важных вопросов: будет ли ментор из числа сотрудников у стажеров, предполагается ли проводить испытания по итогам стажировки и т. д. Из ответов на эти и другие вопросы нужно сформировать локальный нормативный акт.

Далее, чтобы принять стажера, организации нужно предусмотреть в своем штатном расписании соответствующие единицы сотрудников. Только после этого можно переходить к собеседованию и предложению пройти стажировку начинающему специалисту.

Оформление будет похоже на стандартный путь приема на работу любого нового работника. Со стажером нужно подписать трудовой или ученический договор, издать соотвествующий приказ и ознакомить стажера под подпись со всеми действующими в организации локальными нормативными актами.

Заполнять ли трудовую книжку?

Как выше уже было указано, с работником необходимо заключить трудовой договор, следовательно, запись о стажировке нужно будет внести и в трудовую книжку специалиста.

Не забывайте, что трудовая книжка является основным документом работника, который подтверждает его рабочий опыт. Именно по этому документу будет рассчитан трудовой и страховой стаж специалиста для назначения ему в будущем пенсии.

Поэтому при приеме стажера не позднее пяти рабочих дней с даты, когда молодой специалист присоединился к вашей команде, подписав трудовой договор, в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса необходимо внести запись в трудовую книжку.

Обратите внимание: если уже на следующий день после того, как стажер вышел, он сообщил, что хочет прервать сотрудничество с компанией, то в его трудовой книжке делать записей не нужно. При работе всего один день обязанности вносить эти сведения в документ не возникает. Однако это не отменяет того факта, что со стажером нужно будет рассчитаться, но об этом позже.

Так как среди стажеров обычно много молодых, начинающих специалистов, может сложиться и такая ситуация, что у принятого вами стажера не будет трудовой книжки. В этом случае не нужно заводить новый бумажный документ. С 2021 года для тех, кто устраивается на работу, в том числе проходит стажировку, впервые, работодатель заводит электронную трудовую книжку.

Еще одно важное уточнение: в случае, если вы подпишете с работником ученический договор, запись об этом в трудовую книжку вносить не нужно.

Три вида трудового договора для стажеров. Какой выбрать?

Теперь поговорим о контракте. Компания, принимая специалиста на стажировку, может подписать с ним один из трех видов трудовых договоров: срочный и бессрочный, а также ученический. Расскажем о каждом.

Срочный и бессрочный трудовые договоры. Ситуации, когда предприятию можно заключать со специалистами такие виды контрактов, перечислены в статье 59 Трудового кодекса. Среди таких причин будут: исполнение обязанностей отсутствующего работника, выполнение сезонных работ, выполнение временных (до двух месяцев) работ, проведение работ, выходящих за рамки обычной деятельности компании, с лицами, получающими образование по очной форме обучения и другими категориями сотрудников.

Бессрочный трудовой договор. Этот вид контракта можно подписать со всеми специалистами, с которыми компания заключает бессрочный трудовой договор. Какой бы вид контракта компания ни выбрала, после завершения периода стажировки, при условии, что предприятие и специалист решат продолжать работать, и к срочному, и к бессрочному трудовому договору потребуется добавить дополнительное соглашение, в котором будут указаны новая должность специалиста, его заработная плата, а также будет отражен сам факт перевода сотрудника.

Ученический договор. Что это за форма контракта? Это соглашение о профессиональном обучении, которое работодатель заключает с учеником. Помните, что по итогам обучения в компании сотруднику нужно будет присвоить определенную категорию или класс. Для этого вам нужно разработать порядок их присвоения и закрепить его в локальном нормативном акте.

Кроме этого, можно рекомендовать бизнесу разработать и положение о порядке прохождения обучения. В документе укажите наименование категорий или классов, которые получают ученики, правила проведения экзаменов, аттестации и т. д. Перечисленные выше правила, с одной стороны, усложняют процесс проведения стажировок, но, с другой стороны, есть и плюсы. Так, например, страховые взносы компания должна уплатить только с выплат в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров. Ученические договоры к таковым не относятся. При этом НДФЛ с выплаты стипендий будет рассчитываться по обычной ставке налога.

Будьте осторожны: налоговый орган может расценить ученический договор как форму сокращения обязательных налоговых отчислений. Поэтому, готовясь подписать такой вид контракта, строго соблюдайте требования законодательства, касающиеся ученических контрактов.

При заключении ученического договора в нем необходимо прописать следующие данные:

  • наименование сторон;
  • указание на образовательную программу и на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником;
  • обязанность компании дать ученику возможность обучения в соответствии с ученическим договором;
  • обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре;
  • срок действия договора;
  • размер и порядок оплаты образовательных услуг;
  • размер и порядок оплаты труда обучающегося работника в период ученичества;
  • правила изменения, расторжения и прекращения договора;
  • ответственность за нарушение условий договора.

Так же, как и обычный трудовой договор, ученический контракт заключают в письменной форме. Сам договор должен быть подготовлен в двух экземплярах.

Редакция ПБ совместно с экспертами бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»


В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...