«Срок годности» для налогового штрафа

«Срок годности» для налогового штрафа

30.03.2007 распечатать

Период, который налоговики вправе охватить в рамках выездной проверки, жестко регламентирован Налоговым кодексом. По идее, прошлые «грешки» фирмы даже если и всплывут, смогут остаться безнаказанными. Однако, оказывается, это утверждение очень далеко от истины.

Если на фирму пожаловала инспекция с выездной проверкой, следует помнить, что она может проконтролировать деятельность предприятия также за предыдущие три года. Данный срок установлен статьей 113 Налогового кодекса. Отсчет начинается со дня совершения проступка (ст. 113 НК). Исключение составляют грубые нарушениях правил учета доходов и расходов: отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухучета; систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах хозяйственных операций, денежных средств фирмы (ст. 120 НК). Сюда также относится неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК). В этих случаях трехлетний срок нужно отсчитывать со следующего дня после окончания налогового периода.

Если же контролеры обнаружат ошибки в более раннем периоде, то начислять штрафы за него ревизоры не вправе.

Судейская позиция

На первый взгляд может показаться, что отсчитать три года назад и изучить лишь данный отрезок времени достаточно просто. Однако инспекторы не всегда справляются с этой задачей, пытаясь захватить как можно больший период. В связи с этим компаниям приходится обращаться за помощью к судьям.

Так, на одном предприятии контролеры обнаружили недоплату акциза за январь, июль–декабрь 2001 года. Акт выездной проверки и решение были составлены в декабре 2004 года. Налоговый период по акцизам – один месяц, а отсчет начинают со следующего дня после его окончания. Таким образом, в трехлетнюю глубину проверки попадает только декабрь 2001 года. Действия же ревизоров по начислению предприятию штрафов за январь, июль–ноябрь 2001 года – неправомерны, и организация не может быть привлечена к ответственности (п. 4 ст. 109 НК). В результате служители Фемиды отменили действие санкций за «сверхлимитные» месяцы (постановление ФАС Московского округа от 28 апреля 2006 г. № КА-А40/3039-06). Подобные расчеты сроков пришлось производить судьям ФАС Московского округа и при вынесении решения по делу от 28 апреля 2006 г. № КА-А40/3410-06, после чего они также встали на защиту компании.

Стоит отметить, что с 1 января 2007 года течение срока давности может быть приостановлено. Проверяемой фирме это грозит в том случае, если она будет препятствовать проведению выездной проверки, к примеру, не выдаст инспекторам необходимые документы, умышленно затянет сроки ревизии. Кроме того, судьи КС однозначно высказались по этому поводу: нормы законодательства, предоставляющие права и гарантии добросовестным налогоплательщикам, не распространяются на недобросовестных, то есть на тех, кто сознательно затягивает проверку с целью избежать ответственности (постановление КС от 25 июля 2001 г. № 138-0, от 16 октября 2003 г. № 329-0).

Интересный случай был рассмотрен ФАС Московского округа. Итак, управление ФНС по г. Москве в 2004 году проводило выездную проверку некоего предприятия, обнаружив факты неуплаты налога на прибыль, на пользователей автодорог, на имущество за 2001 год. По итогам проверки были начислены санкции. Фирма, в свою очередь, не согласилась с инспекцией и обратилась в суд с заявлением о признании решения налоговых органов недействительным. По ее мнению, срок давности уже истек. Из материалов дела следовало, что налоговым периодом по неуплаченным фирмой суммам является год. Значит, исчислять срок давности нужно со дня, следующего за его окончанием. В данном случае это 2002 год. Вместе с тем суд учел и другие факты: фирма, с целью уклонения от уплаты налогов, вела документооборот таким образом, что некоторые сделки оформлялись через дочернюю компанию, специально для этого зарегистрированную. «Дочка» же по адресу, указанному в учредительных документах, не располагалась, штата сотрудников не имела, да и деятельности никакой не вела. Кроме того, требуемые для ревизии документы инспекторам предоставлены не были. В связи с этим управлению очень трудно было проверить деятельность головного предприятия в части бизнеса «дочки». Именно поэтому судьи признали, что компания препятствовала проведению выездной проверки. Учитывая все обстоятельства, служители Фемиды встали на сторону ИФНС и продлили срок давности, сравняв его со временем проведения мероприятия по контролю (постановление ФАС Московского округа от 30 июня 2006 г. № КА-А40/5876-06).

При решении вопроса сроков давности не остался в стороне и Минфин. В своем письме от 31 августа 2006 года № 03-02-07/1-238 финансисты рассматривают проблему на следующем примере: в апреле 2005 года инспекторы начали проверять фирму за 2002 и 2003 год, в мае ревизия была приостановлена и возобновлена через год – в апреле 2006 года. За какой период налоговый орган вправе привлечь организацию к ответственности, если оформление результатов проверки контролеры начнут только в июле 2006 года? В финансовом ведомстве считают, что налогоплательщика могут оштрафовать за нарушения, допущенные в 2003, 2004 и 2005 годах, а 2002 год в этом случае может быть охвачен вниманием контролеров, только если предприятие начнет активно препятствовать проведению выездной проверки, а также по решению суда.

В. Андронова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.