Способы работы с самозанятыми в 2022 году

26.08.2022 распечатать

Работать с самозанятыми гораздо выгоднее, чем с физлицами, но у такого сотрудничества есть немало рисков: переквалификация договора, доначисление налогов и взносов, утрата статуса или невыдача чека. Расскажем, как ИП и ООО работать с самозанятыми безопасно.

Что такое самозанятость

Самозанятость или налог на профессиональный доход (НПД) — это специальный налоговый режим для индивидуальных предпринимателей и физических лиц без статуса ИП. Порядок применения НПД регулирует Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

Налогоплательщики на этом режиме не платят НДФЛ, не сдают никакой отчетности, рассчитывают и платят налог через приложение «Мой налог». Поэтому самозанятость достаточно популярна: в 2021 году в России 3,5 млн человек работало на этом режиме, это в два раза больше, чем в 2020 году.

Самозанятые платят налог по одной из двух ставок:

  • 4 % — если получают оплату от физлиц;
  • 6 % — если получают оплату от организаций или ИП.

При первой регистрации все плательщики НПД получают бонус 10 000 рублей, за счет которого можно покрыть часть налога: 1 % от 4 % или 2 % от 6 %.

Кто может быть самозанятым

Самозанятым может стать дизайнер-иллюстратор, юрист-консультант, кадровик, бухгалтер, арендодатель, копирайтер, фотограф, продавец товаров ручной работы и т. д. Списка разрешенных видов деятельности нет, но есть список запретов. На НПД нельзя:

  • добывать и продавать полезные ископаемые;
  • перепродавать товары, произведенные не самостоятельно;
  • продавать подакцизные товары и товары, подлежащие обязательной маркировке;
  • работать в интересах других лиц по агентским договорам, договорам поручения и комиссии;
  • оказывать услуги по доставке товаров с приемом/передачей платежей, если работодатель не предоставляет свою онлайн-кассу и не оплачивает услуги доставки отдельно.

Есть и ограничения по доходам и сотрудникам. Так, нанимать кого-либо на работу самозанятые не могут, а их годовой доход от бизнеса ограничен суммой 2,4 млн рублей. Совмещать НПД с другими налоговыми режимами нельзя.

Для самозанятых некоторых профессий разработаны специальные сервисы. Например, бухгалтеры-аутсорсеры, которые обслуживают несколько компаний, могут работать в системе интернет-отчетности Контур.Экстерн с единой учетной записью по всем клиентам и получать бонус по реферальной программе за каждую подключенную организацию. Если вам интересно узнать подробности, читайте последний абзац нашей статьи, там же будет короткое видео.

Плюсы и минусы работы с самозанятыми

Любым организациям и предпринимателям, которые привлекают самозанятых исполнителей на работы и услуги или приобретают у них товары, нужно принимать во внимание и риски, и преимущества.

Самый очевидный плюс — за самозанятых исполнителей не нужно платить НДФЛ и страховые взносы. Но именно из-за этого налоговая настороженно относится к компаниям, которые заключают договоры с плательщиками НПД, подозревая их в уклонении от налогообложения и маскировке трудовых отношений.

Плюсы

  1. Не нужно платить страховые взносы и удерживать налог с дохода самозанятого
  2. Не нужно учитывать штатное расписание, чтобы заключить договор с самозанятым
  3. Договор с самозанятым заключается на определенный срок, поэтому не будет сложностей в прекращении совместной работы
  4. В договоре можно предусмотреть санкции за нарушение сроков выполнения работ или причинение ущерба
  5. Нет необходимости вести кадровый учет и сдавать отчетность по самозанятым
  6. Нет обязанности предоставлять отпуска, больничные и другие соцпособия

Минусы

  1. Самозанятый может утратить право на применение НПД, тогда организация должна будет уплатить за него взносы
  2. Самозанятый не обязан соблюдать режим работы, установленный в организации
  3. Самозанятый не привязан к организации и может легко уйти к конкурентам
  4. После каждой оплаты самозанятый должен передать в организацию чек — если его не будет, ФНС не разрешит учесть расходы
  5. Нужно следить за типом сделки и учитывать, какие доходы не подпадают под НПД
  6. Суд может переквалифицировать договор с самозанятым в трудовой, если на это есть основания

Такое сотрудничество несомненно выгодно, но помните, что переводить сотрудников в статус самозанятых незаконно. Кроме того, под НПД не подпадают доходы физлиц, которые они получают от бывшего работодателя как самозанятые в течение двух лет после увольнения (п. 8 ст. 6 422-ФЗ). Это значит, что с выплат им нужно будет удерживать 13 % НДФЛ и начислять 27,1 % страховых взносов, а затем и 30 %, так как взносы на ВНиМ по договорам ГПХ не уплачиваются только до 2023 года.

Как ИП и ООО работать с самозанятыми

Заключая договор с самозанятым, нужно всегда держать в голове риски: не утратит ли исполнитель статус плательщика НПД, вовремя ли он выставит чек, не будет ли у ГИТ и ФНС вопросов к договору. Вот несколько советов по безопасной работе с самозанятыми.

1.Проверяйте статус самозанятого перед заключением договора и каждой оплатой

Прежде чем заключить договор с самозанятым, убедитесь, что он действительно имеет статус плательщика НПД. Это можно сделать одним из способов:

  1. Попросить самозанятого предоставить выписку из приложения «Мой налог». В ней будет указана актуальная информация по статусу на дату запроса;
  2. Самостоятельно проверить статус на сайте ФНС (https://npd.nalog.ru/check-status/): укажите ИНН и дату, на которую хотите узнать статус.

Рекомендуем проводить такую проверку перед каждой оплатой, ведь статус самозанятого может быть утрачен в любой момент. Оплачивая работу физлицу, потерявшему право на НПД, нужно удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы. Если этого не сделать, налоговая их доначислит.

2. Включайте в договор специальные формулировки и не пишите лишнего

В 422-ФЗ нет каких-либо требований к договорам с самозанятыми, поэтому нужно опираться на ГК РФ и учитывать особенности работы с плательщиками НПД. За основу берите обычный договор гражданско-правового характера: на выполнение работ или оказание услуг.

В договор рекомендуем включить следующие формулировки:

  1. Исполнитель применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и является налогоплательщиком налога на профессиональный доход.
  2. Исполнитель не является работником заказчика и не состоял с последним в трудовых отношениях в течение последних двух календарных лет в связи с заключением настоящего договора.
  3. Исполнитель обязуется при заключении настоящего договора, а также одновременно с актом сдачи-приемки оказанных услуг предоставить заказчику подтверждение статуса налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) по состоянию на дату заключения договора и составления акта, путем выгрузки информации в электронном виде с официального сайта ФНС https://npd.nalog.ru/check-status/.
  4. Исполнитель обязуется сформировать и предоставить заказчику кассовые чеки не позднее одного рабочего дня с момента совершения оплаты стоимости услуг заказчиком.
  5. В случае прекращения применения исполнителем специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», исполнитель обязуется уведомить об этом заказчика в течение трех календарных дней с даты снятия с учета.

Чтобы защитить себя от рисков, следующих за утратой исполнителем статуса самозанятого или невыставлением им чека, рекомендуем предусмотреть в договоре ответственность самозанятого. Для этого можно использовать формулировку:

«В случае нарушения исполнителем п.п. ХХ (номера пунктов про подтверждение статуса) настоящего договора, исполнитель обязан возместить заказчику все понесенные убытки.

В случае нарушения исполнителем п. ХХ (номера пунктов про выставление чека) настоящего договора, исполнитель обязан возместить заказчику все понесенные убытки, а также уплатить штраф в размере 30 % от стоимости суммы, на которую необходимо было выдать чек».

Хороший тон указать, что исполнитель освобожден от ответственности, если не в состоянии выполнить свою обязанность из-за обстоятельств непреодолимой силы и может это подтвердить.

Важно! Чтобы у контролирующих органов не было оснований переквалифицировать договор с самозанятым в трудовой, в нем не должно быть пунктов, указывающих на должность, плату за выполнение трудовых функций, социальные гарантии и обязанности соблюдать правила внутреннего распорядка.

3. Оплатите работу самозанятого

Оплатить работу самозанятого можно наличными, в безналичной форме или электронными деньгами. Рассчитываться в натуральной форме (продукцией, работами, ответными услугами) нельзя, так как такой доход не является объектом налогообложения НПД.

Перевод разрешено делать на обычную карту, открывать расчетный счет самозанятому не требуется. Однако оплата производится по полным банковским реквизитам: ФИО получателя, номер счета, наименование, БИК, корр. счет, ИНН, КПП банка получателя. В назначении платежа укажите номер, дату договора и приложения к нему, а также за что платите.

4. Проконтролируйте выдачу чека

Самозанятый обязан выдать чек при любом способе оплаты. Он может сформировать его в приложении «Мой налог» или банковском приложении. В чеке должны быть указаны обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 6 ст. 14 422-ФЗ: вид оказанных услуг, ИНН заказчика и т. д.

Сроки выдачи чека следующие:

  • оплата наличными или электронными средствами платежа — в момент расчета;
  • иные безналичные формы расчетов — не позднее 9 числа следующего месяца (п. 3 ст. 14 422-ФЗ).

Отсутствие чека не позволит заказчику учесть оплату работ самозанятого в расходах. Если исполнитель не выдал вам документ, можно подать на него жалобу через сервис обращений в ФНС (https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/). Для самозанятого невыдача чека может обернуться штрафом: 20 % от суммы в первый раз и 100 % от суммы при повторном нарушении в течение полугода (ст. 129.13 НК РФ).

Если вы самозанятый бухгалтер

Как и обещали выше, расскажем подробнее о дополнительных возможностях для самозанятых специалистов, а именно, как может организовать работу с клиентами самозанятый бухгалтер.

Отчитываться за много организаций бывает сложно: то и дело надо переключаться между программами или учетными записями. Избежать этих сложностей помогает система Контур.Экстерн, где можно вести несколько клиентов в «одном окне».

Все организации на обслуживании, которые отчитываются через Экстерн, объединяются в групповую учетную запись. В результате бухгалтер, заходя в систему, видит все свои организации в общем списке. Достаточно выбрать нужную, чтобы приступить к работе с ее отчетами. Можно открыть общий перечень документов по всем организациям или только по какой-то конкретной. Уведомления от налоговой и фондов приходят сразу по всем клиентам. Сроки и статусы отчетов и платежей транслирует единая онлайн-таблица.

Как выглядит групповая учетная запись для самозанятых бухгалтеров, можно посмотреть в коротком видео на 2,5 минуты.

Дополнительный бонус для бухгалтера
Организациям на обслуживании так или иначе нужно приобрести программу для отчетности в контролирующие органы. И здесь у самозанятого бухгалтера появляется возможность получить дополнительную прибыль в рамках реферальной программы Контура. Бухгалтер регистрируется в программе, рекомендует Экстерн клиенту и после оплаты получает 10 % от счета на свою банковскую карту.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...