Сопутствующие расходы договора лизинга

Сопутствующие расходы договора лизинга

23.08.2007 распечатать

Стоит только подписать договор финансовой аренды, как тут же, словно из рога изобилия, посыплются всевозможные расходы. Именно поэтому фирмы подчас боятся связываться с лизингом, предполагая, что обосновать все траты им не удастся и многое придется покрывать за счет чистой прибыли. Однако, подробно изучив рекомендации чиновников, можно убедиться в том, что эти опасения напрасны.

С каждым днем увеличивается количество заключенных договоров лизинга, поскольку для многих фирм это единственный доступный способ обзавестись желаемым оборудованием или новеньким автомобилем. Впрочем, наряду с этим возрастает и число вопросов, связанных с подобным видом правоотношений. Благо, что финансисты не остаются в стороне, а принимают активное участие в их разрешении.

Расходы участников договора

Наверняка многие уже наслышаны о том, что учет разного рода трат до и после заключения договора лизинга во многом зависит от того, на чьем балансе состоит арендуемое имущество. Если контракт составлен таким образом, что объект учитывается у лизингополучателя, то возможные для списания расходы распределяются между партнерами следующим образом. Лизингодатель сможет учесть затраты на приобретение объекта финансовой аренды, а вторая сторона соглашения вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на лизинговые платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу, начисленной в соответствии со статьей 259 Налогового кодекса (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК). При этом само собой разумеется, все расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы, то есть соответствовать критериям статьи 252 Налогового кодекса.

Компаниям, решившим связать себя узами лизинга, приятно будет узнать, что финансисты дали больше свободы учету лизинговых платежей. По мнению представителей Минфина, они беспрепятственно могут быть включены в состав расходов для целей налогообложения прибыли, даже если были выплачены за имущество, которое еще не введено в эксплуатацию. Однако, как известно, чиновники славятся своим пристрастием к дополнительным условиям и оговоркам, без коих и тут не обошлось. Так, прежде чем фирма сможет списать указанные выплаты, она должна обосновать, что введение в эксплуатацию задерживается по уважительной причине, в частности из-за доведения объекта до состояния, пригодного к использованию (письмо Минфина от 25 июня 2007 г. № 03-03-06/1/397).

Комиссионный сбор

Заключение практически любого договора сопровождается подготовкой необходимых документов. Финансовая аренда — не исключение. На практике бумажными делами занимается в основном лизингодатель. Ведь фирме, которая берет имущество в лизинг, проще заплатить определенную сумму за такие действия, чем производить их самостоятельно. При этом подобные комиссионные платежи за подготовку документации компания имеет право учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Финансисты указали на то, что расплата с лизингодателем за соответствующие услуги вполне подпадает под определение допустимых расходов, которое содержится в подпункте 3 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Как и в любом другом случае, компании со своей стороны стоит позаботиться лишь о документальном подтверждении таких затрат.

Представители Минфина в своих разъяснениях коснулись и сроков учета «комиссионных». Они указали на то, что расходы следует признавать в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки. Если же договор не содержит четких сведений о дате, то фирма вправе распределить и учесть потраченные средства самостоятельно. Стоит отметить, что данный порядок применим только для организаций, которые используют метод начисления. Ведь те, кто применяет кассовый, как известно, списывают расходы непосредственно в момент оплаты (ст. 273 НК).

«Автомобильный» лизинг

Объектом каждого договора лизинга, несомненно, является какое-либо имущество. В связи с этим, соответственно, возникает необходимость заплатить налог на это самое имущество (ст. 374 НК). Ежели предмет лизингового контракта — автомобиль, то тут становится актуальным вопрос уплаты еще и транспортного налога. Только вот на чьи плечи лягут такие обязанности?

Рассмотрим более подробно ситуацию с автотранспортом, ведь именно относительно нее возникает наибольшее количество вопросов и противоречий. Итак, при определении плательщика транспортного налога решающим фактором является государственная регистрация авто, обязательность которой предусмотрена Законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Правила регистрации автомототранспортных средств, утвержденные приказом МВД от 27 января 2003 г. № 59, допускают возможность регистрации машины, передаваемой в лизинг, одним из участников договора финансовой аренды по их письменному соглашению. Если лизингополучатель решил «повесить» автомобиль на себя, то в таком случае ему следует оформить временную регистрацию на срок действия договора по своему местонахождению. При этом именно он будет плательщиком транспортного налога, даже несмотря на то, что фактически собственником он так и не стал (письмо Минфина от 27 марта 2007 г. № 03-05-06-04/15).

Лизингодатель, как собственник авто, может зарегистрировать его на себя. В этом случае он остается плательщиком налога, даже если транспорт будет передан арендатору по его местонахождению и там же временно поставлен на учет в органах Госавтоинспекции МВД.

В заключение стоит отметить, что тот участник соглашения, на которого ляжет «транспортное» налоговое бремя, сможет в полном объеме учесть понесенные в связи с этим расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК).

Е. Тихомирова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...