Скромное обаяние формализма

Скромное обаяние формализма

19.06.2006 распечатать

Есть старая жестокая шутка о том, что хорошо быть врачом — его ошибки не видны, потому что покоятся в земле на глубине двух метров. А что происходит, если ошибается бухгалтер? Причем не в расчетах и не в пользу своей фирмы, а чисто в оформлении документов. Вроде ерунда, посчитано все правильно, никто никого не обманывает, а налоговики все равно отказывают в праве применить нулевую ставку по НДС. Говорят, что необходимый пакет документов собран с нарушениями. И что теперь? Только судиться? Но есть способы и получше.

Получить налоговый вычет по нулевой ставке НДС не самая легкая задача. Чтобы все прошло достаточно быстро и успешно, «надо просто наизнанку вывернуться», как выражаются некоторые бухгалтеры. Не только та сделка, которая служит «причиной» для вычета, должна быть прозрачной, как стекла у очков. Пакет документов, предназначенный для налоговой, просто обязан быть в идеальном состоянии. Если что-то не так — вполне возможно, придется судиться. А то, что налоговая всегда бьется до последнего, пока не останется больше инстанций, куда еще можно подать жалобу, тоже тайной не является.

Да и совершенно необязательно, что суд встанет на сторону налогоплательщика. Весьма немалое количество судей считают: если уж кто-то хочет получить вычет из бюджета, то пусть он и приложит определенные усилия. А то получается игра в одни ворота.

В принципе, если задуматься, ситуация складывается вполне логично. Для того чтобы стимулировать внешнеэкономическую деятельность вашей фирмы, государство готово расстаться с определенной суммой денег. Имеет оно право быть уверенным, что спонсирует не мошенников? Конечно, да. Впрочем, может, у кого-то найдутся аргументы и в пользу отрицательного ответа. Тема эта большая. Но в данной статье речь пойдет не о схемах и недобросовестности, а о том, что бухгалтеры называют «незначительные помарки», а налоговая рассматривает как достойное основание для от-каза в вычетах. Точнее, о неправильно оформленных документах. «Грабель», на которые наступают налогоплательщики, предъявляя документы к вычету, на самом деле не так уж и много. Разберем самые одиозные из них.

«Вас много, а я одна!»

Речь идет о неправильно оформленных контрактах и договорах. Здесь любимая фраза продавщиц советского периода как нельзя точно отражает эту ситуацию.

В основном ошибка бывает в шапке. Там, где вы пишете, «кто и с кем» заключил контракт. И состоит она в следующем. Компании имеют плохую тенденцию не указывать, кем приходятся «вступившим в отношения» фирмам те люди, чьи имена названы в самом первом предложении текста контракта. Пишут примерно так: «...ООО “Ромашка” в лице Иванова Ивана Ивановича и ЗАО “Цветочек” в лице Петрова Петра Петровича заключили настоящий контракт о нижеследующем...» И что инспектор должен из этого понять?

— Кто такие эти Иванов и Петров? Ах, это ваши генеральные директора! А нам-то откуда об этом должно быть известно? В Учредительном договоре написано? Так это указать надо было...

Когда такой «диалог» переходит в стадию судебного заседания, фирма, желающая получить вычет, обычно ссылается на статью 88 Налогового кодекса. В ней сказано, что «при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы». Но многие забывают, что речь идет о «правильности исчисления и своевременности уплаты налога». Согласитесь, шапка договора тут совсем ни при чем.

В этом случае скорее нужно говорить о нормах Гражданского кодекса. В статье 160 объяснено, что такое письменная форма сделки: «Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами». А если из текста контракта не видно, что господа Иванов и Петров и есть те самые «уполномоченные лица», то соответственно письменную форму сделки нельзя считать соблюденной.

В соответствии со статьей 162 Гражданского кодекса «несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность». Если по-простому, то это значит, что никакой сделки не было. И пакет, предусмотренный статьей 165 Налогового кодекса, ваша фирма собрать не сможет. А раз так, то и о вычете можно забыть. Так что будьте внимательны. Аргументы типа: «Да мы там пять лет на учете стоим! Налоговая что, до сих пор имя нашего генерального директора не выучила?!» — суд вряд ли примет. Компаний много, а налоговых мало. Да и вообще не забывайте, что это вам нужно получить вычет, а не инспекции.

Фирма без места жительства

То, что юридический адрес фирмы часто не совпадает с фактическим, — одна из реалий нашей жизни. Работники сидят в каком-то доступном по стоимости аренды месте, а на бланке фирмы значится совсем другой адрес. Если это ваша ситуация, то не надо забывать следующее. Для налоговой ваш адрес — это то место, которое вы указали при регистрации. И если фирма никак инспекцию не извещала о смене «места дислокации», то искать вас будут по юридическим координатам. А когда не найдут, в решении об отказе в применении ставки НДС 0 процентов напишут, что «по адресу, указанному налогоплательщиком в счетах-фактурах, ООО “Ромашка” не значится». И будут правы.

В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса «место нахождения юридического лица определяется местом его регистрации», а «государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа». А это значит только одно: если по тому адресу, который известен налоговой инспекции, ваша фирма не находится, то «установить ее место нахождения не представляется возможным». В судебном заседании вы, возможно, докажете, что фирма действительно существует и функционирует, но это, согласитесь, потраченное время. Проще заранее поставить инспекцию в известность о том, что ваше реальное местонахождение никак не совпадает с официальным.

Кстати, самое интересное в этой ситуации то, что указанный в официальных документах адрес должен быть реальным не только у вас, но и у всех ваших поставщиков. Ведь если начнут «пробивать» и кого-то не найдут, то вывод о том, что «поставщик отсутствует», будет вполне логичен. А в таком случае вполне можно говорить о недобросовестности.

Подумаешь...

Совсем не редко бухгалтеры делают ошибки в счетах-фактурах. То есть нарушают правила, которые установлены в пункте 5 статьи 169 Налогового кодекса. Ошибки, конечно, на обычный взгляд совершенно незначительны. То не указан адрес грузополучателя, то собственный адрес фирмы написан неверно. По таким основаниям налоговая также откажет в вычете. И будет совершенно права.

Возмущаться и говорить: «Грузополучатель — это и есть покупатель! Что, в контракте его адрес посмотреть нельзя?» — в этой ситуации совершенно ни к чему. Вам отказывают на основании пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса. В нем четко и ясно сказано: «Счета-фактуры, составленные с нарушением порядка, установленного пунктом 5 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю сумм налога к вычету или возмещению».

Пересеченная местность

Тонкостей в нелегкой работе бухгалтера, конечно, много. Про них лучше узнать заранее, прежде чем становиться тысяча второй фирмой, совершившей ошибку при прохождении барьера под названием «ставка НДС 0 процентов». Ведь все, что требуется от компании, — четко соблюдать закон.

И еще один момент. Инспекция именно «вправе» попросить у вас дополнительные документы, а не «обязана». И то только в случае, когда налоговикам что-то непонятно.

ЗАГАДКА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 апреля 2006 г. № КА-А40/2390-06 — одно из сотен. Но оно тем не менее наилучшим образом отражает ситуацию, в которую попадает каждый третий бухгалтер.

Компания обратилась в суд с просьбой признать решение контролеров об отказе в возмещении НДС незаконным. Юристы ведомства, проиграв спор в двух инстанциях, с упрямством, достойным лучшего применения, подали кассационную жалобу. В качестве доказательства своей правоты налоговики просто написали «ненадлежаще оформленные документы». Как ни печально, но такая формулировка — достаточное основание для того, чтобы компанию лишили вычетов.

Федеральные судьи, рассмотрев дело, признали доводы налоговых специалистов несостоятельными, так как их ссылки на неправильное оформление документов предоставленными материалами не подтверждаются. То есть у фирмы все счета-фактуры соответствуют статье 169 Налогового кодекса.

Елена Сафарова

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.