Секреты инвестиционной привлекательности

Секреты инвестиционной привлекательности

09.08.2006 распечатать

О приемах, с помощью которых можно привлечь инвесторов, написано немало статей, научных трудов и книг. В большинстве из них специалисты подробно исследуют финансовые показатели работы компании и рассчитывают различные коэффициенты. На основе последних они пытаются вывести магическую формулу, которая сделает компанию желанным объектом для инвестиций. Однако с помощью одной лишь теории этой цели не достигнуть. Полезную информацию нужно суметь правильно применить на практике.

Многочисленные схемы анализа инвестиционной привлекательности компаний сводятся, по сути, к определению всего нескольких показателей:

  • коэффициентов рентабельности, которые характеризуют эффективность работы фирмы и, косвенно, доходность инвестиций;
  • показателей финансовой устойчивости, описывающих структуру капитала;
  • коэффициентов ликвидности, которые показывают, способна ли компания рассчитаться по краткосрочным обязательствам;
  • структуры дебиторской и кредиторской задолженности;
  • износа основных средств, производительности труда;
  • позиции компании на рынке и ее конкурентных преимуществ;
  • структуры собственников.

На основе вычисленных коэффициентов, данных маркетинговых и статистических исследований аналитики составляют прогноз деятельности фирмы и подсчитывают ее «истинную стоимость». Для анализа часто используют сложные экономико-статистические методы и математическое моделирование. В результате специалисты обычно дают руководству фирмы лишь общие рекомендации. Например, они могут посоветовать повысить рентабельность компании, увеличить долю собственного капитала в валюте баланса, не допускать снижения коэффициентов ликвидности и т. д. Такие рекомендации весьма условны. К тому же их зачастую сложно или невозможно воплотить на практике.

Фирме нужен индивидуальный подход

Бессмысленно переносить абстрактную схему, набор формул на конкретную организацию. Так, компании, которые работают в сфере компьютерных технологий, или предприятия с высокой оборачиваемостью активов обычно имеют относительно высокий уровень привлеченного капитала. На этапе быстрого, динамичного роста коэффициенты ликвидности или другие показатели таких фирм могут оказаться хуже среднеотраслевых. Однако это вряд ли повлияет на оценку перспектив компании потенциальными инвесторами. Для последних может оказаться важнее, например, что продукция фирмы имеет прочные конкурентные преимущества, а ее менеджмент – четкую стратегию развития компании.

Чтобы оправдать свою деятельность, а также средства, выделенные на исследование, аналитики обычно разрабатывают три вида прогноза:

  • пессимистичный;
  • оптимистичный;
  • наиболее реалистичный.

Иногда эти сценарии кардинально отличаются друг от друга. Таким образом, любой прогноз с большой степенью вероятности может оказаться ошибочным.

От теории – к практике

Мы выяснили, что классические методы анализа не всегда дают нужный эффект. Однако существуют проверенные практикой приемы, с помощью которых можно существенно повысить привлекательность компании для потенциальных инвесторов.

1. Избавляйтесь от непрофильных активов

Иногда от направлений бизнеса, которые в свое время были эффективны, а потом потеряли значимость, в наследство остаются непрофильные активы. Например, производственное предприятие может оказаться владельцем пакета акций банка, неиспользуемого оборудования или сопутствующего производства, которое не приносит прибыли.

Однако факт, что фирма владеет непрофильными активами, может оказаться для потенциальных инвесторов несущественным. Они хотят прежде всего разобраться в специфике основного бизнеса компании.

Конечно же, непрофильный актив, который к тому же не приносит прибыли, не повысит ценность компании как объекта инвестиций. А иногда такое имущество выглядит как обуза, которая только делает структуру бизнеса запутанной.

Если фирма избавляется от непрофильных активов, как правило, ее финансовые показатели улучшаются, производительность труда персонала повышается, а расходы существенно сокращаются.

2. Сделайте структуру компании понятной и прозрачной

Очень сложно продать компанию из 400 юридических лиц. Ведь для инвестора важно не утратить контроль над денежными потоками организации. Чем прозрачнее структура активов компании, тем привлекательнее она для инвесторов. Поэтому реструктуризация часто сопутствует выпуску акций или размещению облигаций. Однако не стоит впадать в крайность и увлекаться этим до такой степени, когда налоговые и правовые риски фирмы возрастают. Важно, чтобы договоры и документы организации были правильно оформлены. Также желательно избавить компанию от неурегулированных споров.

3. Управление предприятием дол- жно быть технологичным

В компании может быть талантливый генеральный директор или гениальный начальник отдела продаж. Но сможет ли фирма нормально работать, если эти люди уйдут? Главные бизнес-процессы организации не должны зависеть от конкретных сотрудников. Необходимо, чтобы компания работала как отлаженный механизм, который приносит прибыль сам по себе, без внешнего вмешательства.

4. Собирайте первоклассную команду

В выражении «кадры решают все» – большая доля истины. Стиль работы компании во многом определяют люди, которые в ней трудятся. Привлечь способных, честных, трудолюбивых работников – непростая задача. Однако без хорошего персонала компания не сможет полностью раскрыть свой потенциал.

5. Думайте о репутации

Компания, которая однажды обманула кредиторов или клиентов, вряд ли когда-либо сможет снова заслужить доверие инвесторов. Репутация – очень ценный и важный актив. Поэтому ее необходимо тщательно оберегать. Речь идет не только об отношении к кредиторам, но и к работникам, окружающей среде, а также общем стиле работы. На образе компании положительно сказывается переход в нее известных менеджеров с хорошей репутацией.

6. Иностранные акционеры – большой плюс для фирмы

Инвесторы всегда положительно воспринимают присутствие в компании иностранных акционеров, которые очень требовательны и разборчивы в инвестициях.

7. Не скрывайте информацию о компании

Финансовые показатели предприятия будут выглядеть убедительно для инвесторов, только если оно подробно раскроет информацию о своей деятельности. Поэтому желательно регулярно составлять информационные меморандумы о компании, открыто излагать ее стратегию и предоставлять публичную отчетность. Если у фирмы есть аудитор с известным именем, это также позитивно скажется на образе компании.

8. Снижайте риски

Несмотря на то что главная цель инвесторов – получить прибыль, они всегда очень осторожны. Во всяком случае риски, которые не связаны с основной деятельностью, лучше ограничить. В качестве инструментов снижения рисков можно использовать страхование или хеджирование.

Так, сельское хозяйство считается высокорисковой отраслью. В то же время финансовое положение производителя, продающего продукцию по фьючерсным контрактам, можно прогнозировать. Компания, которая составляет такие прогнозы, будет более привлекательна для инвесторов.

9. Растущие компании выглядят лучше

Считается, что крупная компания подвержена меньшему количеству рисков. Однако никогда не стоит останавливаться на достигнутом. Ведь постоянный рост фирмы, как в прошлом, так и в настоящем, позволяет надеяться на то, что ее доходы продолжат увеличиваться и в будущем.

10. Кредиты – это хорошо

Бывает, что компания развивается, не привлекая заемные средства. Работа с такой фирмой будет менее выгодна для инвестора по сравнению с организацией, которая пользуется банковскими кредитами. Ведь инвестор, как правило, желает получить большую отдачу от своих вложений, чем процент по банковскому кредиту. Поэтому самостоятельно финансировать компанию ему невыгодно.

11. Работайте на финансовых рынках

Компания может быть довольно известной, иметь множество клиентов и крупных поставщиков. Однако это не гарантирует, что о ней знают инвесторы. Поэтому предприятию необходимо рекламировать себя среди потенциальных акционеров. Для этого можно размещать вексельные или облигационные займы на финансовых рынках и создавать публичную кредитную историю.

12. Продавайте идею

Инвесторы думают прежде всего о будущих доходах. При продаже фирмы желательно донести до них, что компания имеет блестящие перспективы развития. Разумеется, рассчитывая стоимость организации, инвесторы вряд ли заложат в цену планы многократного увеличения выручки. Несмотря на это, хорошая инвестиционная идея может принципиально повлиять на решение о покупке. Например, производственное предприятие может быть выгодно вывести за город, а место застроить офисами. Поэтому не стоит рассказывать инвестору о том, какую хорошую продукцию производит предприятие. Прежде всего следует объяснить, что земля под ним стоит очень дорого.

Бывает полезно рассказать покупателям бизнеса о том, как плохо управляет им текущий собственник. Большинство инвесторов убеждены, что они справятся с этой задачей лучше предшественника. Так, даже золотой рудник, разработка которого нерентабельна, можно продать как опцион, который принесет прибыль в случае повышения цен на золото.

13. Главное – доходы

Компанию, которая не приносит прибыль, очень сложно продать. Редкий инвестор согласится вложить деньги в такую фирму. Поэтому любые мероприятия, которые повышают эффективность работы организации, автоматически увеличивают ее стоимость.

И в заключение приведем историю, рассказанную Уорреном Баффеттом. У одного человека была хромая лошадь. Он пошел к ветеринару и спросил: «Вы можете мне помочь? Лошадь у меня то резво скачет, то начинает хромать». Ветеринар ответил на это: «Конечно, помогу – когда лошадь будет резво скакать, продай ее». Этот совет пригодится владельцам компаний, которые ищут инвесторов или покупателей бизнеса.

На что смотрят инвесторы?

«Недавние IPO нескольких крупных компаний розничной торговли показали, что для инвесторов прежде всего важны следующие три фактора:

  • текущее положение компании в своем сегменте рынка;
  • перспективы развития фирмы;
  • качество инфраструктуры (в нее также входит менеджмент, кадровый потенциал, технологии, которыми владеет фирма, и т. д.).

В нашей стране самые успешные IPO проводят организации – лидеры своих отраслей. Именно их акции высоко оценивают инвесторы. Чтобы повысить свою привлекательность, фирмам желательно составлять отчетность по международным стандартам. Также не помешает придерживаться общепринятых деловых норм в сфере корпоративного управления и при работе с акционерами.

В настоящее время доступ на финансовые рынки открыт российским компаниям только с капитализацией не меньше 50 миллионов долларов США. Кроме того, фирмы с капиталом менее 300 миллионов долларов могут выйти лишь на российский рынок. Дело в том, что в нашей стране инвестиционная инфраструктура пока слабо развита. В частности, многие элементы классического фондового рынка попросту отсутствуют.

Сейчас этой проблемой занялась Московская межбанковская валютная биржа. Так, ММВБ уже объявила о создании сектора инновационных и растущих компаний (сектор ИРК). Его цель – сформировать благоприятные условия, которые позволят фирмам малого и среднего бизнеса эффективно привлекать инвестиции в этот сектор экономики».

Максим Дрёмин, руководитель отдела корпоративных финансов ЗАО «АЛОР ИНВЕСТ»

Михаил Скворцов, генеральный директор Финансовой компании «Русский Инвестиционный Клуб»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.