Счетчик налоговых пеней

Счетчик налоговых пеней

19.01.2009 распечатать

Как правило, даже если юридически взыскать налоговую недоимку невозможно, налоговики не оставляют попыток заставить фирму тем или иным образом «поделиться» с бюджетом. В частности, контролеры считают, что пропуск сроков исковой давности по взысканию задолженности не является основанием для прекращения начисления пеней. Но…

На вынесение решения о принудительном взыскании налогов за счет денежных средств организации в бесспорном порядке Налоговый кодекс отводит инспекторам два месяца с момента истечения срока, предоставленного налогоплательщику для добровольного погашения недоимки (п. 3 ст. 46 НК). Любое соответствующее решение, вынесенное за рамками этого временного периода, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В течение одного года с того момента как компания упустила возможность самостоятельно рассчитаться с бюджетом, ревизоры могут также обратить бесспорное взыскание на ее имущество. Правда, лишь при условии, что на счетах фирмы средств, необходимых для уплаты налога, не хватает (п. 1 ст. 47 НК).

Кроме того, если контролеры по каким-либо причинам «замешкались» с «автоматическим» списанием средств организации в счет налоговых платежей, у них есть еще полгода на то, чтобы обратиться с заявлением о взыскании в суд. Причем эти шесть месяцев необходимо также исчислять со дня, следующего за датой истечения срока, данного налогоплательщику для добровольной уплаты начисленных сумм (п. 3 ст. 46 НК).

Безусловно, если налоговики «припозднились» с принудительным взысканием по уважительной причине и сумеют это доказать, то судьи вполне могут и восстановить срок на обращение ревизоров в суд. В противном случае, как говорится, «кто не успел — тот опоздал», и погашение «недоимки» остается исключительно на совести компании. Понятно, что налоговики не очень-то на таковую рассчитывают, а потому изыскивают другие способы вернуть казне причитающееся.

Корень зла

Дело в том, что даже просроченная ко взысканию задолженность налогоплательщика перед бюджетом с его лицевого счета не списывается. Так, постановление правительства от 12 февраля 2001 г. № 100 не содержит такого основания для признания безнадежной и списания налоговой задолженности, как пропуск сроков давности взыскания. Подобное решение может быть принято только в отношении недоимки, числящейся за несуществующим налогоплательщиком. Иными словами, речь идет о ликвидированных фирмах и признанных банкротами индивидуальных предпринимателях, а также умерших (признанных таковыми) физических лицах. Кроме того, согласно статье 44 Налогового кодекса невозможность взыскания недоимки не является основанием и для признания обязанности по уплате налогов исполненной. На эти обстоятельства обращают внимание налогоплательщиков как специалисты главного финансового ведомства (письмо от 15 октября 2007 г. № 03-01-10/8-291), так и судьи (постановление Президиума ВАС от 11 мая 2005 г. № 16507/04).

По мнению ревизоров, данный факт позволяет им направлять на погашение подобной задолженности возникшую у фирмы налоговую переплату, а кроме того, начислять на сумму недоимки пени.

Принудительный зачет

Согласно нормам Налогового кодекса, если у компании имеется задолженность, то возврат излишне уплаченных ею сумм налога или их зачет в счет будущих платежей производится только после направления данных средств на погашение долга (п. 6 ст. 78 НК). При этом налоговики вправе «провернуть» подобный маневр совершенно самостоятельно, без какого-либо волеизъявления фирмы (п. 5 ст. 78 НК). В обязанность им вменяется лишь сообщить налогоплательщику о соответствующем решении в письменной форме в течение пяти дней с даты его принятия. Аналогичный порядок предусмотрен и в отношении средств, излишне взысканных в пользу казны (п. 1 ст. 79 НК). Казалось бы, что в таком случае можно противопоставить налоговикам, если образовавшуюся у фирмы налоговую переплату они направят на погашение просроченной ко взысканию недоимки?

Ответ на этот вопрос содержится в определении ВАС от 21 февраля 2008 года об отказе в передаче дела № 1398/08. Высшие арбитры тогда указали, что зачет средств в счет недоимки, который проводится налоговиками самостоятельно, является одной из форм принудительного взыскания налоговых платежей. Следовательно, в общем случае, прежде чем провести подобную операцию, контролеры должны направить фирме требование об уплате налога, вынести вердикт о его принудительном взыскании и только потом принимать решение о направлении средств на погашение недоимки. А в том случае, если все сроки, отведенные на данные процедуры, пропущены, инспекторы утрачивают право на взыскание налоговых платежей, в том числе путем удержания с этой целью излишне уплаченного налога. В связи с этим ВАС и отклонил заявление контролеров о пересмотре дела в порядке надзора.

Впрочем, это совсем не означает, что впредь налоговики перестанут действовать ровно таким же образом. Ведь далеко не всегда предпринимая те или иные действия, они учитывают точку зрения высших арбитров. Ярким примером тому служит ситуация с начислением пени на просроченную ко взысканию недоимку.

«Просроченные» пени

По мнению ревизоров, поскольку при пропуске «взыскательного» срока обязанность по уплате налога не считается исполненной (что, в общем-то, соответствует действительности), на сумму задолженности в силу статьи 75 Налогового кодекса подлежат начислению пени. В дальнейшем инспекторы выставляют отдельное требование об их уплате, при неисполнении которого взыскивают начисленную сумму в бесспорном порядке. При этом начисление пеней, считают контролеры, должно продолжаться до момента, пока обязанность по уплате налога не будет исполнена, т. е. пока налогоплательщик не погасит задолженность в добровольном порядке.

Между тем в постановлении от 6 ноября 2007 года № 8241/07 Президиум ВАС признал подобные действия налоговиков неправомерными. Высшие арбитры отметили, что уплата пеней представляет собой дополнительную обязанность налогоплательщика, которая исполняется одновременно с перечислением самого налога либо после уплаты такового. А значит, рассматривать эту операцию в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога нельзя. Таким образом, указали они, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Однако даже после того как Президиум ВАС озвучил подобную позицию, практика начисления контролерами пеней на просроченную ко взысканию задолженность перед бюджетом не прекратилась. Об этом, в частности, свидетельствуют арбитражные споры (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 августа 2008 г. № Ф04-5029/2008(9976-А27-29)). Но, возможно, налоговики прислушаются к своим старшим коллегам?

Неправомерность рассматриваемых действий налоговиков совсем недавно признал Минфин. В письме от 29 октября 2008 г. № 03-02-07/2-192 финансисты полностью согласились с точкой зрения ВАС, сославшись, в частности, на все то же постановление № 8241/07.

Цена просроченной недоимки

Итак, как видим, от всех попыток ревизоров заставить компанию добровольно погасить задолженность перед бюджетом, взыскать которую они уже не могут, по хорошему счету, можно отбиться. Тем не менее скорее всего делать это придется в суде. А кроме того, не забывайте, что в любом случае даже просроченная недоимка будет продолжать числиться на вашем лицевом счете вплоть до ликвидации фирмы или же внесения необходимых изменений в законодательство. Выходит, на справку о том, что вы «чисты» перед казной, рассчитывать уже не приходится. Отсутствие же таковой лишит компанию возможности участвовать в конкурсе на государственный заказ, а кроме того, доставит немало хлопот при получении кредита или какой-либо лицензии. Да и подпортить отношения с контрагентами сей факт очень даже способен.

О. Привольнова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...