Сага о списании долгов

Сага о списании долгов

18.09.2008 распечатать

Вам приходилось списывать задолженность по налогу? Если да, то основные особенности этой процедуры вам наверняка известны. Но  даже если дело обстоит именно так — можете ли вы с уверенностью сказать, что вам удалось учесть все нюансы? И не возникнут ли проблемы в случае проведения налоговой проверки?

Безнадежный долг

Предположим, что за вашей организацией числится недоимка, взыскание которой невозможно по экономическим, социальным или юридическим причинам. В соответствии с п. 1 ст. 59 Налогового кодекса она признается безнадежной и может быть списана в общем порядке. Правила списания задолженности по федеральным налогам и сборам устанавливает Правительство. Что касается региональных и местных налогов, то тут вступают в силу нормы, введенные исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и местными администрациями. Эти правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (п. 2 ст. 59 НК РФ).

Порядок признания

Решение о том, что долг по налогу может быть признан безнадежным и списан, принимается в отношении фирм, ликвидированных в соответствии с российским законодательством. Кроме того, такое постановление может быть вынесено и в пользу индивидуальных предпринимателей, признанных банкротами, а также умерших физических лиц.

Приведенные выше принципы изложены в постановлении Правительства от 12 февраля 2001 г. № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам». Данный документ был принят в целях реализации статьи 59 Налогового кодекса.

внимание

Правила списания задолженности по федеральным налогам и сборам устанавливаются Правительством.

Федеральный, региональный, местный

Если налоговый орган принял решение признать задолженность по налогам, сборам, пеням или штрафам безнадежной к взысканию и подлежащей списанию, то из этого следует, что отсутствует возможность поступления указанных денежных средств в соответствующий бюджет. Поэтому постановлением Правительства от 12 февраля 2001 г. № 100 установлен критерий, определяющий процедуру списания в соответствии с региональным или местным постановлением. Таким критерием является вид налога — федеральный, региональный или местный.

Налог на пользователей автодорог

Совсем недавно Федеральная налоговая служба выпустила письмо от 17 апреля 2008 г. № ГИ-15-1/426 «О порядке списания задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог» в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса. В нем рассматривался запрос организации о списании долга по данному налогу и приводились соответствующие рекомендации чиновников.

Конечно, данное письмо нельзя принимать как панацею и без опаски списывать задолженность по налогу на пользователей автомобильными дорогами или другим платежам — даже если ваша ситуация аналогична той, что рассматривается в указанном выше постановлении. Ведь такой документ не носит нормативного характера и является лишь разъяснением по конкретному вопросу. Но все же им вполне можно руководствоваться как справочной информацией, если вы намерены решить проблему своего безнадежного долга перед бюджетом.

Как сказано в п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который на данный момент уже утратил силу, налог на пользователей автомобильными дорогами относился к федеральным налогам. С учетом этого, задолженность по нему признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию в порядке, установленном постановлением Правительства от 12 февраля 2001 г. № 100. Значит, организация спокойно может такой долг перед бюджетом списать.

ссылка на закон

Критерием списания задолженности региональным или местным постановлением является вид налога — федеральный, региональный или местный (постановление Правительства от 12 февраля 2001 г. № 100)

Судебная практика

Отдельного упоминания достоин такой вопрос, как судебные разбирательства. По мнению арбитров, для принятия налоговым органом решения о признании недоимки по налогу безнадежной к взысканию и ее списании с лицевого счета налогоплательщика необходимо:

  • наличие объективных обстоятельств экономического, социального или юридического характера, вследствие которых недоимку взыскать невозможно;
  • соблюдение налогоплательщиком установленного Правительством порядка признания недоимки по налогу безнадежной к взысканию.

Так, ФАС Центрального округа в своем постановлении от 30 ноября 2007 г. по делу № 64-2562/07-22 встал на сторону налоговиков. В целом ситуация выглядела следующим образом: в рамках реализации федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса» (2002–2006 гг.) было принято постановление Правительства от 13 сентября 2005 г. № 562-39. Оно предписывало Федеральной налоговой службе списать задолженности прошлых лет по федеральным налогам, сборам и пеням с компаний, на базе которых планируется образование федеральных казенных предприятий. 25 августа 2006 г. вышло распоряжение Правительства № 1189, согласно которому каждое федеральное государственное унитарное предприятие преобразовывалось в иную структуру — федеральное казенное предприятие. Более того — это же распоряжение обязывало УФНС списать задолженность данных фирм по федеральным налогам и сборам за исключением задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленным на момент создания указанного предприятия. Инспекция произвела списание задолженности налогоплательщика по обязательным платежам и пеням, однако применительно к штрафным санкциям по НДФЛ аналогичная процедура произведена не была, в связи с чем компания обратилась в суд.

Увы, судьи отказали налогоплательщику, руководствуясь статьей 59 Налогового кодекса. Дело в том, что из содержания постановления Правительства от 13 сентября 2005 г. № 562-39 и распоряжения Правительства № 1189 от 25 августа 2006 г. следовало, что этими нормативными актами не предусмотрено признание задолженности по штрафам безнадежной к взысканию и подлежащей в связи с этим списанию. У инспекции не было оснований удовлетворять заявление о списании данной задолженности, а суд не мог заставить налоговиков принять соответствующее решение, так как он не вправе по своей инициативе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.

Ю. Ягудина

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.