Росстат научит россиян планированию

Росстат научит россиян планированию

16.05.2008 распечатать

Многие люди к концу месяца остаются с пустым кошельком. При этом, когда они задумываются, куда были потрачены их кровно заработанные средства, в голову не приходит ни одной логичной версии. А причина расходов на самом деле проста — абсолютное неумение планировать свои расходы. Хотя, возможно, научить население осуществлять разумные траты сумеет программа, разработанная Росстатом.

«Игра» для транжиров

С 1 марта текущего года любой россиянин может самостоятельно рассчитать свой личный индекс потребительских цен. Проще говоря, проследить, как за определенный период изменилась стоимость товаров и услуг, за которые он регулярно вносит плату. Для того чтобы включиться в «игру», желающему необходимо зайти на официальный сайт Федеральной службы государственной статистики и отыскать на нем страницу, содержащую специализированную программу, которая называется «Калькулятор персональной информации». После чего понадобится пройти несложную регистрацию и в течение как минимум 2 месяцев скрупулезно и регулярно заполнять ряд предложенных разработчиками форм, поясняет юрисконсульт организации «Юридическая правовая помощь» Надежда Кованцева:

— Например, чем более подробно будут записаны сведения в страницу «Мои покупки», тем точнее будет высчитан персональный индекс потребительских цен. Страница «Мои расходы» заполнится автоматически по записям из закладки «Мои покупки». А в разделе «Мои расчеты», благодаря вышеуказанным пунктам, и отразится личный персональный индекс. Все настолько банально, что действительно любой желающий сможет оценить свои расходы.

Первая цель, которую ставят перед собой статисты, — это помочь потребителю полностью проанализировать свой семейный бюджет, говорит руководитель Росстата Владимир Соколин:

— Если вы будете записывать в программу все свои затраты, то по окончании месяца-двух четко увидите, на самом ли деле вы рационально тратите свои кровные средства? Или, может быть, стоит немного сократить расходы на те же сигареты или алкоголь, что даст возможность совершить более полезные покупки.

Но сотрудники Росстата также надеются и на то, что программа посодействует повышению статистической грамотности населения. По мнению Владимира Соколина, с помощью нее люди получат хотя бы приблизительное представление о деятельности государственной службы и о том, как производятся расчеты тех или иных статистических показателей. При этом разработчики уверяют, что все записи в программу стоит вводить максимально честно хотя бы потому, что сведения, забиваемые в компьютер участниками «акции», вряд ли могут быть интересны представителям каких-либо государственных органов. Хотя такое утверждение статистов вполне можно поставить под сомнение, поясняет юрист организации «Юридическая поддержка» Виктор Иванов:

— Росстат не исключает вероятности, что через год-полтора ведомство каким-то образом сможет использовать для разного рода обобщений результаты, которые сейчас будет выдавать программа. По моему мнению, например, с помощью ввода в программу цен и мест покупки товара Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может заинтересоваться компанией, продавшей товар потребителю по завышенной цене. А если однажды программа дополнится пунктами «Ваше место работы» или «Ваша зарплата», то «игроку» стоит ожидать визита налоговиков.

Тем не менее, несмотря на столь скептические взгляды, статисты обещают, что сведения действительно не выйдут за пределы личного электронного кабинета потребителя, ведь доступ в него осуществляется только «игроком».

Весна — время спада цен

Инфляция, которая в начале 2008 года подверглась резкой критике премьера Михаила Касьянова, снизилась досрочно. Дело в том, что министр постановил снижение инфляции до 1,2 процента только к концу марта, но эксперты «перевыполнили» план. Еще в январе она составляла 3,1 процента, а уже в феврале произошел беспрецедентный спад этого показателя почти на 2 процента — до 1,2 процента. Последние данные начала весны порадовали кабинет министров еще больше — за период с 1 по 11 марта этот показатель составил всего 0,4 процента.

Статистический дисбаланс

Кроме этого Росстат просит участников с пониманием отнестись к тому, что их личные данные инфляции могут и будут расходиться с официальной статистикой госслужбы. Их опасения вызваны тем, что, по мнению экспертов, проект «Калькулятор персональной информации» способен вызвать определенный резонанс в обществе, так как инфляция отдельных слоев населения, особенно самых малообеспеченных, может оказаться значительно выше официальных сведений. Суть в том, что, согласно показателям инфляции различных социальных групп, которые были опубликованы на сайте Института комплексных стратегических исследований, уровень инфляции для малообеспеченных людей составил за 2007 год на 2,6 процента больше, чем средний показатель. В общей сложности инфляция для бедных получилась весьма весомая — 14,5 процента. При этом стоит учитывать, что, по данным ВЦИОМ, почти половина россиян основную часть своих доходов тратит на питание, то есть от 50 до 74 процентов месячного заработка. А это означает, что их личная инфляция не имеет никакого отношения к официально объявленным 12 процентам.

Эти люди привыкли покупать достаточно дешевые продукты, а именно они более всего поднялись в цене за последнее время. В отличие от недорогих, провианты класса «премиум» не дорожают столь стремительно, поясняет продавец Анастасия Нечаева:

— К примеру, если колбаса за 100 рублей подорожала на 50 рублей, это значит, что ее цена выросла на 50 процентов. Если на ту же сумму стала больше стоить колбаса за 250 рублей, то ее удорожание — всего 20 процентов.

Если же обратить внимание на то, что, даже по официальным данным Росстата, за прошедший год многие продукты значительно подорожали в цене, становится ясно, что доходы бюджетников и пенсионеров резко отстают от такого роста, уверяет специалист в сфере изучения общественной обстановки организации «Аналитик» Кирилл Крупанов:

— Смотрите сами: цена на хлеб и хлебобулочные изделия повысилась на 22,4 процента, на крупу и бобовые — на 24,7, молочная продукция подорожала на 30,4 процента, сливочное масло — на 40,3. Естественно, такие изменения скажутся на населении, особенно на стариках и работниках госучреждений, у которых чуть ли не самые низкие доходы.

Из вышесказанного следует, что расчеты, которые будут производиться по программе «Калькулятор персональной информации», достаточно условны. Они лишь напоминают те, что осуществляет Росстат, но все-таки являются существенно упрощенными и отличаются по методологии. Цифры, которые участники проекта увидят в итоге, будут на самом деле отражать даже не индекс потребительских цен, а стоимость их жизни. К тому же стоит учитывать, что программа предназначена не только для тех слоев населения, которым не хватает средств к нормальному существованию, но и для тех, кто просто не умеет правильно распределять деньги.

Низкие заработные платы

Несмотря на то что, по официальным данным Росстата, средняя заработная плата по Москве за 2007 год составила 23 тысячи 168 рублей, значительное количество людей продолжает сетовать на то, что их заработок на самом деле не превышает 13 тысяч рублей. Как следствие, они не могут позволить себе не обращать внимания на свои расходы.

К примеру, особо остро проблему повышения цен ощущают многодетные семьи. Если суммировать заработную плату отца и матери, получается всего около 26 тысяч рублей. Из них часть необходимо перечислить за жилищно-коммунальные услуги: отопление, электричество, телефон, воду, газ и т. д., а уже оставшиеся средства распределить между как минимум 5 членами семьи. По скромным подсчетам получается, что на одного человека в таком случае приходится не более 3—4 тысяч рублей.

Хочу и баста

Шопинголизм — это общеизвестная «болезнь» 21 века. Скрытые шопоголики — люди, которые, увидев понравившуюся вещь в магазине, покупают ее, не задумавшись о том, нужна ли она им или нет. А магазины продолжают пестрить различного рода объявлениями о скидках на товары и услуги, которые действуют на подобных потребителей как наркотик. Такие люди — «хлеб» продавцов, и они с удовольствием наживаются на них. Причем некой долей шопоголизма страдает каждый москвич. Кто ни разу не покупал вещь, без которой можно обойтись, но которую очень хочется? Пожалуй, никто, говорит продавец одного из крупнейших гипермаркетов столицы Дмитрий Москвичев:

— В магазинах, которые занижают стоимость товара пусть даже слегка, продукт никогда не залеживается на полках. При этом стоит учитывать, что скидка совсем не означает, что компания не получает прибыли с продажи этого товара. Все продавцы прекрасно знают, что если на никому не нужную вещь, даже не сбросив цену, приклеить ярлычок «скидка», товар уйдет с прилавка в ближайшее время.

Коробки печенья, упаковки йогуртов, десятки связок бананов — шопоголики всегда словно запасаются впрок. К сожалению, эти люди «забывают» о том, что у каждого продовольственного товара есть свой строго определенный срок годности. И потратившись на ненужные в таком количестве товары, после того как они испортятся, покупатели остаются у разбитого корыта.

Немного проще обстоят дела с вещами. Они, безусловно, не имеют срока годности, но не стоит забывать, что, во-первых, они выходят из моды, а во-вторых, 15 пар джинсов в шкафу тоже ни к чему, уверяет финансовый директор организации «Вызов» Марина Гурченкова:

— Наша природа такова, что мы привыкаем носить всего несколько вещей и практически не вылезаем из них. А все оставшиеся приобретения оставляем на потом. То есть для того, чтобы в один прекрасный момент они порадовали нам глаза или можно было бы столь обширным гардеробом блеснуть перед друзьями. При этом, возможно, эти вещи никогда не только не будут одеты, но и не будут сняты с вешалок.

При всей глобальности «шопингомании» мало кто признает за собой эту «болезнь». Люди до последнего отстаивают позицию, что вещи, которые они покупают, необходимы, говорит психолог компании «Медицинский центр красоты души» Антонина Полякова. Тем не менее одна из наших читательниц призналась, что не может равномерно распределять свои средства, и рассказала «Московскому бухгалтеру», как она пришла к такому выводу.

— Я всегда отрицала то, что не умею правильно тратить деньги, но, поглядев на себя со стороны, была сражена своим поведением в обычном двухэтажном торговом центре, — говорит главный бухгалтер предприятия «МКК-сервис» Надежда Изотина:

— Все началось на первом этаже торгового здания. Сначала мы с подругой решили попить кофе, чтобы успокоить нервы после напряженного рабочего дня. Пока сидели за столиком, я присмотрела симпатичное платье в витрине соседнего магазина, подруга — юбку. Глаза у нас заблестели, ноздри раздулись как у пантер перед прыжком. Словно по команде мы встали, выкинули стаканчики из-под кофе, что было последним обдуманным жестом еще разумных существ, и помчались тратить кровно нажитые. В результате мы бегали по магазинам почти четыре часа. Платье я так и не купила, зато в моем пакете покоилось значительное количество футболок. И в этот момент я была действительно счастлива, настроение сменилось тогда, когда я оказалась дома и осознала, что до зарплаты мне остается жить чуть меньше 3 недель, а в кошельке остались последние 500 рублей.

Остановиться, привыкнув к необоснованным покупкам, крайне тяжело. Ведь со временем это становится стилем жизни, но «нажать на тормоза» все же следует. Поэтому любому из тех, кто, читая комментарий нашей читательницы, увидел аналогию со случаем из своей жизни, следует воспользоваться программой Росстата. И, возможно, деньги в кошельках россиян перестанут заканчиваться в самый неподходящий момент.

Мария Дудко

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.