Рейдерам — бой, или Основы самообороны

Рейдерам — бой, или Основы самообороны

09.07.2007 распечатать

Корпоративному праву в нашей стране уже более 15 лет. Однако споры вокруг темы правовой защиты собственника бизнеса, мягко говоря, успели набить оскомину. Причем, если раньше рейдеров интересовали крупные компании, то сейчас их жертвами все чаще становятся малые фирмы, у которых и активы-то не очень соблазнительны.

С чего все начиналось

Этот случай произошел с моим знакомым, который несколько лет назад работал главным бухгалтером ресторана европейской и азербайджанской кухни. Заведение территориально располагалось на окраине российского мегаполиса и могло вместить в себя до семидесяти посетителей одновременно. Место было не совсем проходное, однако предприниматель — хозяин бизнеса надеялся привлечь еще больше посетителей, стараясь постоянно разнообразить их досуг, устраивая то шоу-программы со стриптизом, то тематические вечера джазовой музыки.

Ресторан находился «под крышей» азербайджанской национальной группировки, в состав которой входил и сам учредитель заведения. «Защитникам» он платил «аренду» за право работать в помещении, которое было выкуплено ими в собственность у Москомимущества. Разумеется, при необходимости владельцы зала могли оказать необходимое содействие общепиту, но только за отдельные деньги, поскольку бизнес им не принадлежал, а сумма «аренды» была зафиксирована на год вперед и не могла изменяться ни одной из сторон.

В какой-то момент владельцам помещения сумма «аренды» показалась недостаточной, и коммерсанту было предложено покинуть его, оставив все имущество новым хозяевам, которые были готовы платить больше. При этом прежнему ресторатору предложили компенсировать лишь первоначальные капитальные вложения в сумме двадцать долларов. Активы же, приобретенные в ходе ведения деятельности, должны были остаться в собственности нового хозяина безвозмездно. Естественно, владелец ресторана отказался передать бизнес, но судьба заведения была уже предрешена: его отняли весьма необычным образом.

Сделано это было путем инсценировки проверок предприятия определенными правоохранительными структурами района, которые целенаправленно подвели организацию к прекращению деятельности. Ресторан «проверяли» и милиция, и миграционная служба, и лицензионная палата. К сожалению, контролеры и вправду нашли нарушения. И хотя они были, что называется, «совместимы с жизнью» предприятия, все равно хозяину ресторана дали понять, что работать он не сможет. Слишком слабым местом оказалась структура его бизнеса, раз вполне обычные проверки подвели его дело к «летальному» исходу.

Это не должно повториться

Были ли шансы у хозяина ресторана спасти бизнес от передачи его новым владельцам? Да, поэтому предлагаю обратить внимание на основные ошибочные суждения предпринимателя, а также рассмотреть возможные пути преодоления этих суждений.

Во-первых, коммерсант ошибся, понадеявшись, что земляки его не обидят. Что же, вывод такой: скупой платит дважды.

Во-вторых, в ресторане, как уже было сказано, не вся разрешительная документация была в порядке. При таком «бардаке» ресторан закрыть может даже ФТС, если на спиртном не будет правильных акцизных марок. Вывод второй: на предприятии должно быть все, что требуется, вплоть до журнала осмотра на наличие у сотрудников гнойничковых заболеваний.

В-третьих, была недооценена роль правоохранительных органов, в том числе служб собственной безопасности «наехавших» структур. Вывод третий: помощь участкового лишней не бывает.

В-четвертых, данные управленческого учета должны быть не просто недоступны посторонним, но и по возможности скрыты даже от главбуха компании. Мы уже написали выше, что хозяева помещения, получив неограниченный доступ к бухгалтерской информации, решили, что сумма аренды недостаточна. Вывод четвертый — если кто-то меньше знает, то директор крепче спит.

В-пятых, сами проверки-«наезды» показали, что персонал был не готов говорить проверяющим то, что именно нужно было хозяину бизнеса. Например, милицию официанты сразу же проводили в бухгалтерию, где и нашли неучтенную наличность. Отсюда вывод пятый: каждый сотрудник должен знать, что бухгалтер ресторана — это человек, который приходит на работу раз в неделю в воскресенье, а самого кабинета бухгалтерии нет вообще. Кстати, таблички на дверях с указанием названий кабинетов тоже быть не должно. Не облегчайте работу проверяющим!

Можно сделать и главный вывод: малый бизнес в городах давно уже перестал быть непонятным, и предприятия легко можно заменить с одного на другое по одному и тому же адресу. Иногда это результат захвата, поэтому, предприниматели, будьте бдительны, и тогда победите любые притязания на вашу собственность.

Послесловие

Чем же закончилось дело? При смене собственника юридического лица вопросы оформления активов легли на бухгалтерию нового владельца, который самостоятельно должен был оприходовать все имущество — от холодильника до кастрюли. При этом права на лицензии, сертификаты и прочие документы остались у старого собственника, который справедливо не хотел рисковать ни именем ресторана, ни директором. В результате новый управляющий, будучи лицом неграмотным в бизнесе, непродолжительное время работал без надлежащих документов и разрешений — лицензии и карточки регистрации ККМ. За что и пострадал от проверок Торгинспекции, милиции и прочих «контор», не дружественных национальной «крыше». В итоге в течение двух лет на этой «точке» сменилось несколько собственников.

Д. Васильев, главный бухгалтер Фонда ИФРУ — для «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.