Рекламные расходы: спорные моменты

Рекламные расходы: спорные моменты

24.08.2007 распечатать

Современный рынок рекламы предлагает множество вариантов «раскрутки» компании. В свою очередь бухгалтеру далеко не все равно, какой из этих вариантов выберет фирма. Ведь нередко от данного выбора зависит правомерность включения затрат на PR-услуги в налоговую себестоимость. Итак, разберемся с наиболее распространенными видами рекламных расходов и рассмотрим отношение к ним финансового и налогового ведомств.

Без права рекламы

Одним из наиболее популярных способов распространения рекламы являются публикации объявлений или статей в прессе. Здесь необходимо иметь в виду следующее. Если информация о компании размещается в «нерекламных» журналах или газетах, то она обязательно должна сопровождаться специальными пометками (например, «реклама», «на правах рекламы»). Таково требование статьи 16 Закона «О рекламе»*. А как считает Минфин, при несоблюдении указанной нормы признать расходы рекламными и списать их в уменьшение налогооблагаемой прибыли будет нельзя. Данного мнения финансовое ведомство придерживается на протяжении нескольких лет (письма Минфина России от 31.01.2006 № 03-03-04/1/66, от 27.06.2007 № 03-03-06/1/418). Однако эта позиция не бесспорна. Так, судьи не раз подчеркивали, что признать рекламными публикации можно даже при отсутствии особых пометок. Главное при этом — чтобы информация отвечала основным критериям рекламы. То есть предназначалась для неопределенного круга лиц и была призвана формировать или поддерживать интерес к рекламируемой организации, товарам, идеям и начинаниям (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.05.2006 № А33-25404/05-Ф02-1873/06-С1, ФАС Северо-Западного округа от 08.12.2006 № А42-6439/2005, ФАС Уральского округа от 19.01.2007 № Ф09-4979/06-С3).

Одновременно в письме от 11.01.2006 № 03-03-04/2/2 Минфин России отметил, что интервью клиентов организации, в которых рассказывается об оказываемых ею услугах, их качестве и деловой репутации, признаются рекламой. А соответственно расходы на публикацию в прессе таких интервью можно учесть при налогообложении прибыли.

Выкладка товара — в расход?

В последнее время все большее распространение получает такой вид PR-услуг, как мерчендайзинг. Его целью, в частности, является правильное расположение и представление товаров в торговой точке, поддержание необходимого запаса продукта в зале. Данные мероприятия призваны стимулировать потребителя купить определенный товар. Как правило, заказчиком таких услуг выступает поставщик (производитель или продавец) продукции, а исполнителем — магазин.

До недавнего времени финансовое и налоговое ведомства высказывались против включения затрат поставщиков на приоритетную выкладку товаров в состав налоговых расходов (письма Минфина России от 17.10.2006 № 03-03-02/247, от 03.10.2006 № 03-03-04/1/677, Управления ФНС России по г. Москве от 04.05.2006 № 20-12/36664). Данный вывод был аргументирован следующим образом. Выкладка товаров происходит после того, как право собственности на них по договору перешло к магазину. Значит, нести расходы по выгодному размещению продукции должен розничный продавец, а не поставщик. Следовательно, затраты поставщика, связанные с выкладкой товара, нельзя считать экономически обоснованными.

Однако в мае текущего года Минфин высказал противоположное мнение относительно указанных затрат. В письме от 22.05.2007 № 03-03-06/1/286 финансовое ведомство подчеркнуло, что если у организации-заказчика есть основания полагать, что выкладка товаров способствует привлечению к ним внимания, то такие действия будут рассматриваться в качестве услуг по рекламе. При этом указанные расходы можно списать в уменьшение «прибыльной» базы только в пределах норматива, установленного пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса. Напомним, что данный норматив составляет 1 процент выручки от реализации за минусом НДС.

Несколько слов о документальном оформлении услуг мерчендайзинга. Поскольку оказание таких услуг прямо не следует из условий договора поставки, то поставщик-продавец и покупатель (магазин) заключают дополнительное соглашение. В нем определяют выполнение организацией розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге привлечение дополнительного внимания покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца. Данное соглашение может быть оформлено как отдельным договором, так и быть составной частью сложного договора.

Интернет-реклама

Еще один популярный способ рекламы — размещение информации в сети Интернет. Рассмотрим основные вопросы, которые могут возникнуть при учете затрат на «раскрутку» фирмы во «всемирной паутине». Прежде всего разберемся, относятся ли данные расходы к рекламным. Разъяснения по этому поводу содержатся в письме Минфина России от 06.12.2006 № 03-03-04/2/254. Финансовое ведомство напомнило, что, согласно Закону «О рекламе», в понятие телекоммуникационных сетей входит и размещение рекламы в сети Интернет. А значит, затраты на рекламные мероприятия во «всемирной паутине» относятся к рекламным. Причем, как отмечается в письме Минфина России от 29.01.2007 № 03-03-06/1/41, данные издержки учитываются при исчислении налога на прибыль в полном объеме.

Рассмотрим несколько вариантов размещения рекламы в Интернете. Допустим, создание баннеров, через которые посетители чужого web-сайта попадают на сайт компании. Расходы по размещению таких баннеров можно включить в налоговую себестоимость полностью. Для документального подтверждения данных затрат потребуется договор на размещение баннера с владельцем сайта и акт сдачи-приемки оказанных им услуг. В акте отражают период размещения баннера, стоимость рекламы и сумму НДС.

Следующая статья затрат связана с регистрацией доменного имени, созданием, поддержанием и обновлением собственного сайта организации в Интернете.

Учет расходов на создание web-странички будет зависеть от того, имеет ли фирма исключительные права на нее. Если да, то сайт нужно отражать и в бухгалтерском, и в налоговом учете в составе нематериальных активов. Естественно, при выполнении следующих условий:

  • исключительные права на web-страничку подтверждены документально;
  • стоимость сайта превышает 10 000 рублей;
  • срок эксплуатации актива — более 12 месяцев.

В первоначальную стоимость сайта войдут расходы на его приобретение, создание, в том числе затраты на регистрацию домена (письмо Минфина России от 17.07.2003 № 04-02-05/2/37). Как в налоговом, так и в бухгалтерском учете списывать такие издержки нужно, начисляя амортизацию.

Если исключительных прав у организации нет, то затраты на создание сайта отражают в бухучете как расходы по обычным видам деятельности (письмо Минфина России от 22.10.2004 № 07-05-14/280). А в налоговом учете эти издержки учитывают как затраты на рекламу. Так разъяснил Минфин России в письме от 12.03.2006 № 03-03-04/2/54.

И первом, и во втором случае затраты на перерегистрацию доменного имени, а также на услуги по техобслуживанию сайта на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса относят к прочим. Если же информация размещается на web-страничке в рекламных целях, то расходы по ее поддержанию могут быть учтены в качестве рекламных (письмо Управления ФНС России по г. Москве от 17.01.2007 № 20-12/004121).

Прочими расходами будут и затраты по оплате услуг хостинга (письмо Минфина России от 28.12.2005 № 03-11-04/2/163). С данным мнением финансового ведомства можно не согласиться и отнести такие расходы к рекламным. Однако в целом на сумму налога на прибыль это никак не повлияет. Поскольку в любом случае указанные затраты будут списаны полностью.

Реклама «печатная»

Согласно абзацу 4 статьи 264 Налогового кодекса, к ненормируемым расходам относятся затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов. Однако это далеко не полный перечень печатной продукции, применяемой в рекламной деятельности. Так, к примеру, в рекламных целях компании нередко заказывают изготовление листовок, лифлетов, флайерсов. Как необходимо учитывать расходы в таком случае?

Что касается листовок, то финансовое ведомство разрешило включить затраты на их изготовление только в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (письмо от 26.11.2004 № 03-04-11/211). А вот стоимость лифлетов и флайерсов уменьшит «прибыльную» базу в полном объеме. Так пояснил Минфин России в письме от 06.12.2006 № 03-03-04/2/254.

Эксперт компании «Гарант» Е.П. Карасева

* Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.