«Рекламная пауза» для ЕНВД

«Рекламная пауза» для ЕНВД

16.08.2007 распечатать

Налоговый кодекс обязывает компании, занимающиеся размещением наружной рекламы, применять ЕНВД. В данном случае это скорее наказание, чем льгота, поскольку налоговое бремя той же «наружки» при общей системе налогообложения или УСН было бы значительно меньше. Так можно ли избавиться от ненавистного спецрежима?

Для начала обратимся к первоисточникам. Налоговый кодекс статьей 346.26 обязывает предпринимателей применять ЕНВД при размещении наружной рекламы. Если, конечно, «вмененка» для этого вида деятельности введена в муниципальном образовании, где работает фирма. Под распространением и (или) размещением наружной рекламы согласно статье 346.27 Налогового кодекса понимается деятельность по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие. Обратите внимание на наличие такого обязательного признака данного вида деятельности, как доведение до потребителей рекламной информации.

Предположим, что фирма — владелец рекламной конструкции заключает с заказчиком не обычный договор на размещение рекламной информации на своем щите, а срочный договор аренды этого щита. Причем в договоре отсутствуют какие-либо обязанности арендодателя по обеспечению доведения рекламной информации до потребителя. То есть формально арендуется только конкретная рекламная конструкция, расположенная в определенном месте. Оговоримся сразу, в данном случае речь идет о стационарных стендах без автоматической смены изображений.

Очевидно, что теперь необходимо обеспечить информационное наполнение стенда — изготовление полотна с рекламным изображением. Поэтому следующим шагом в оформлении взаимоотношений с рекламодателем, а точнее — уже с арендатором, станет оформление второго договора. С заказчиком рекламы заключается договор подряда на разработку и печать изображения, причем независимо от того, есть у фирмы-арендодателя возможность самостоятельной печати изображений или нет. В случае отсутствия собственных печатных мощностей ничего не помешает фирме-рекламодателю заключить договор субподряда с печатной фирмой, как это часто и происходит на практике. Поскольку на основании второго договора рекламное изображение только изготавливается, то и эта деятельность не подпадает под понятие «размещение и распространение рекламы».

После того как рекламное изображение готово, его остается разместить. Для этого целесообразно, чтобы в договор по разработке и изготовлению была включена дополнительная услуга по доставке и закреплению полотна на уже, заметим, арендованном заказчиком ранее щите.

Гладко было на бумаге...

Таким образом, несмотря на то, что фактически цена оказываемой услуги осталась для заказчика прежней, формально компания — владелец рекламных конструкций полностью изменила род деятельности. Теперь она сдает свои рекламные стенды в аренду и изготавливает рекламные изображения, которые впоследствии наносит на эти щиты. Однако не все так просто. Рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть в случае применения данной схемы.

Во-первых, подавать декларацию по ЕНВД все же придется. Естественно, сумма налога к уплате с учетом отсутствия периодов, в которых велась предпринимательская деятельность, составит ноль рублей.

Во-вторых, возникает обязанность представления отчетности по УСН либо по общей системе. В-третьих, нельзя забывать о том, что необходимо уведомлять орган местного самоуправления, выдавший разрешение на установку рекламной конструкции, обо всех фактах возникновения у третьих лиц прав в отношении этой конструкции, которые появляются, например, при сдаче ее в аренду. Данное требование появилось благодаря Закону от 21 июля 2007 г. № 193-ФЗ, которым внесены соответствующие поправки в закон «О рекламе».

Будь готов!

Бизнесменам, применившим такую схему на практике, нужно иметь в виду, что налоговики вряд ли придут от нее в восторг. Больше всего уязвимы владельцы рекламных конструкций, которые имеют в своем штате персонал, занятый в разработке, изготовлении и установке рекламных изображений, а также те, кто располагает необходимым полиграфическим оборудованием. В этом случае инспекторы могут попытаться доказать, что фактически заключена притворная сделка, прикрывающая договорами аренды и изготовления рекламного изображения договор на размещение рекламы. После чего вполне логично признать эти договоры ничтожными в соответствии со статьей 170 Гражданского кодекса. Для того чтобы свести к минимуму вероятность такого развития событий, лучше всего создать еще одну компанию, куда вывести персонал и оборудование, задействованные в создании и установке рекламных изображений. Соответственно договор на изготовление рекламы заказчик заключает уже с другой, независимой от арендодателя фирмой. В результате этих структурных изменений фирма, являющаяся собственником рекламных конструкций, объективно теряет возможность заключать полноценные договоры на размещение рекламы (ввиду отсутствия квалифицированного персонала, печатного оборудования, площадей для их размещения и т. д. и т. п.) и просто-таки вынуждена сдавать рекламные конструкции в аренду. Очевидно, что налоговикам придется очень постараться, чтобы при таких условиях впоследствии доказать в арбитраже притворность этих сделок. Имеет смысл позаботиться также и о том, чтобы у представителей налоговой службы не возникло ни малейшего повода обвинить фирму-арендодателя и изготовителя рекламы во взаимозависимости по основаниям, указанным в статье 20 Налогового кодекса.

Стоит ли овчинка выделки?

В заключение рассмотрим плюсы, которые несет в себе данная схема. Разумеется, в первую очередь необходимо провести анализ того, насколько уменьшится сумма подлежащих уплате налогов при переходе с ЕНВД на общую или упрощенную систему налогообложения. Заметим, что при получении права на применение общей системы налогообложения появляется возможность выделения НДС, а также возмещения «входного» НДС без претензий со стороны налоговиков. Учитывая, что большинство заказчиков рекламы являются плательщиками НДС, это изменение положительно скажется на привлечении новых заказов. Кроме того, появляется возможность учесть все затраты при определении налоговой базы. Вероятно, бизнесмены, не первый год занятые в наружной рекламе, согласятся с тем, что спектр расходов, которые фирма несет при разработке и установке рекламы, более чем широк. Зарплата дизайнеров, установщиков, рабочих, в чьи обязанности входит следить за состоянием билбордов, затраты на печать изображений, их доставку, арендная плата владельцу места, где расположена конструкция, освещение в ночное время, поддержание самой конструкции в надлежащем состоянии. Кстати, если вы решите применить такую схему, не забудьте включить в договор аренды свою обязанность по обслуживанию рекламной конструкции.

И. Ковалев, юрист — для «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.