Расширение бизнеса при «упрощенке»

Расширение бизнеса при «упрощенке»

31.08.2007 распечатать

Множество вопросов по поводу возможности применения УСН организацией, создавшей обособленное подразделение, рождается на базе пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса. Согласно ему, организация, имеющая филиалы и/или представительства, не вправе применять УСН. Означает ли это, что «упрощенец» не сможет расширить свой бизнес без потери льготного режима налогообложения? Оказывается, нет.

На стыке отраслей права

Гражданским законодательством предусмотрены две основные формы обособленных подразделений, расположенных вне местонахождения юридического лица, — филиалы и представительства (ст. 55 ГК). И филиал, и представительство не являются самостоятельными юридическими лицами и должны быть указаны в учредительных документах создавшей их организации.

Казалось бы, все понятно, но смятение в души бухгалтеров и их руководителей вносит статья 11 Налогового кодекса, где содержатся нормы, предусматривающие признание обособленного подразделения организации независимо от отражения факта его создания в ее учредительных или иных организационно-распорядительных документах. Кроме того, статья 83 Налогового кодекса обязывает фирму встать на учет в налоговых органах как по своему местонахождению, так и по месту «обитания» всех удаленных офисов. И сделать это нужно в течение одного месяца после создания региональной точки. В этот момент и «всплывает» вопрос об ограничениях применения УСН. Тут следует помнить, что порядок признания подразделения обособленным в налоговом законодательстве имеет свои особенности. В отличие от статьи 55 Гражданского кодекса в Налоговом кодексе формы таких подразделений не зафиксированы. А для целей налогообложения таковым (помимо представительства и филиала) будет признаваться любое другое подразделение организации, которое удовлетворяет критериям «обособленности», предусмотренным пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса.

Поскольку в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса упоминаются только «филиалы и (или) представительства», то создание других обособленных подразделений (не указанных в учредительных документах создавших их организаций) не лишает организацию права применять УСН. Это подтверждается письмом Минфина от 22 мая 2007 г. № 03-11-04/2/133, а также письмами УФНС по г. Москве (от 26 октября 2006 г. № 18-11/3/9398@, от 14 февраля 2007 г. № 18-11/3/13705@).

Критерии «обособленности» в налоговом законодательстве

Остановимся подробнее на критериях «обособленности подразделения» с точки зрения налогового законодательства. Так, согласно статье 11 Налогового кодекса, об этом статусе свидетельствуют:

  1. расположенность вне местонахождения головной организации (то есть когда магазин или офис находится отдельно от открывшей его фирмы);
  2. наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

В налоговом законодательстве не объясняется, что следует понимать под местонахождением организации. Руководствуясь положениями пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса и пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса, можно сделать вывод, что под таковым признается место ее «прописки» независимо от того, где фактически осуществляется деятельность.

На основании сформировавшейся правоприменительной практики по «филиальному» вопросу (постановление Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. № 5, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 сентября 2001 г. по делу № А56-14845/01 и др.) можно констатировать следующее. Территориальная обособленность подразумевает регистрацию подразделения на территории, не подведомственной налоговому органу, на учете в котором стоит головная организация. Разобраться же в том, какой налоговый орган какую местность курирует, поможет Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) 019-95 (утвержден постановлением Госстандарта от 31 июля 1995 г. № 413). Если указанный в нем код административно-территориальной единицы как у места регистрации организации, так и у местонахождения ее подразделения один, то такая единица не признается территориально обособленной от организации. Налоговые органы также руководствуются указанным подходом, о чем свидетельствует письмо МНС от 8 августа 2001 г. № ШС-6-14/613@.

Содержание второго условия — об «оборудовании рабочего места» — на законодательном уровне тоже не раскрывается. Учитывая правовую неопределенность, а также отсутствие по данному вопросу правоприменительной практики, можно предположить, что под этим словосочетанием имеется в виду пространство внутри здания, занимаемое человеком и снабженное устройствами, приборами, механизмами и т. п., необходимыми для производства каких-либо работ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса о стационарном характере оборудованных рабочих мест можно говорить при условии, что они созданы на срок более одного месяца. В этом случае речь идет не столько об объектах, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст. 130 ГК), сколько о продолжительности существования оборудованных рабочих мест вне головного отделения. Причем совсем неважно, сколько человек будет там трудиться. Обособленное подразделение будет считаться созданным даже в том случае, если организация сочтет нужным разместить лишь одно рабочее место.

Мы пойдем другим путем!

Возможен и другой вариант расширения бизнеса — заключение дистрибьюторских или агентских договоров с местными фирмами либо создание собственной дилерской сети. Помимо отсутствия головной боли, связанной с открытием и регистрацией обособленного подразделения, здесь есть ряд других преимуществ. Ведь обычно фирма-дистрибьютор:

  • располагает собственными складами;
  • устанавливает длительные контрактные отношения с производителями;
  • представляет фирму-производителя на региональном рынке;
  • обладает преимущественным правом приобретать и продавать оборудование, технические новинки, программное компьютерное обеспечение.

Иногда поставщик имеет дело с генеральным дистрибьютором, который организует сбыт продукции в регионе своими силами или через собственную дилерскую сеть.

Суть дистрибьюторского контракта сводится к тому, что в соответствии с ним партнеру дается право представлять определенную продукцию на установленной территории в течение обозначенного периода времени. Чаще всего подобные соглашения предусматривают, что продавец (производитель, поставщик) предоставляет распространителю исключительное (иногда единоличное) право торговать его продукцией, а покупатель (дистрибьютор) избирает продавца единственным источником поставки этих продуктов или изделий. Иногда в дистрибьюторских договорах вообще не содержится положений об эксклюзивности, и на рынке действует несколько независимых предпринимателей, конкурирующих между собой. В этом случае можно говорить о наличии дилерской сети (особенно характерно это для автомобильных продаж). Доходы фирм-оптовиков образуются за счет разницы между покупной (расходы на покупку и доставку товара. — Прим. ред.) и продажной ценой товара (цена, по которой товар продается за наличные деньги при немедленной реализации. — Прим. ред.). Иногда дистрибьютору предоставляются определенные скидки (дисконт), в основном в зависимости от объемов закупок.

Возможен вариант заключения агентских договоров. Доходом агента обычно являются комиссионные, причитающиеся ему:

  1. за заключение договора купли-продажи (поставки) от имени принципала (физическое или юридическое лицо, уполномочивающее другое лицо действовать в качестве доверенного лица);
  2. за заключение такого договора с клиентом по рекомендации агента.

Дистрибьюторское соглашение отличается от агентского еще и тем, что заключаемые в его рамках контракты являются истинными договорами купли-продажи, с помощью которых оптовик покупает продукцию от своего собственного имени.

Таким образом, для поставщика-производителя дистрибьюторское соглашение имеет очевидное преимущество перед агентским соглашением: его не беспокоит опасность некредитоспособности множества покупателей, так как он сбывает продукцию одному предпринимателю, чья кредитоспособность и коммерческое положение ему хорошо известны.

Наиболее заманчивым для дистрибьютора будет заключение так называемого смешанного — агентско-дистрибьюторского — контракта. Это своего рода попытка «обойти» ограничения, накладываемые каждым отдельным соглашением. Судите сами: подписав такой договор, торговый представитель будет вправе действовать на основе самостоятельной закупки и сбыта продукции (то есть как дистрибьютор) и одновременно выступать в качестве агента (например, при отсутствии свободных денежных резервов он вправе просто передавать заказы принципалу и получать комиссионные).

Особую привлекательность данному методу зарубежного маркетинга добавляет то обстоятельство, что такой договор может быть заключен в эксклюзивном формате. Таким образом, действуя на местном рынке в обеих ипостасях, агент-дистрибьютор может быть уверен, что он не будет обойден конкурентами либо же самим поставщиком или производителем продукции.

В этом случае речь не идет ни о филиалах, ни о представительствах, и фирма существенно облегчает себе жизнь. Правда, руководителю не стоит забывать еще об одном ограничении, а именно о предельно допустимом доходе «упрощенца», который установлен пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса.

Марина Шафранская, главный бухгалтер, — для «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.