Расходы на перспективу – НДС к зачету

Расходы на перспективу – НДС к зачету

10.06.2005 распечатать

У многих сформировался стереотип, что право на зачет НДС напрямую зависит от отражения расходов в налоговом учете. Однако такой зависимости закон не предусматривает. Ее пропагандируют налоговые работники.

Известно, что для зачета «входного» НДС надо выполнить несколько условий: оплатить и оприходовать товар, получить от поставщика счет-фактуру; последнее условие процитируем из Налогового кодекса: «вычетам подлежат суммы налога... в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осущест-

вления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой...» (подп. 1 п. 2 ст. 171). Иначе говоря, к вычету можно ставить НДС по операциям, которые этим налогом облагаются.

А вот интерпретация указанного условия в исполнении некоторых инспекций. Зачесть НДС бухгалтер вправе только по тем сделкам, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль (соответственно, если не уменьшают, вычет НДС сделать нельзя). Причем если какие-то расходы отражают в налоговом учете не сразу, а в течение некоторого времени, зачет «входного» НДС делается также постепенно (см., например, письмо УМНС по г. Москве от 10 августа 2004 г. № 24-11/52247). Проиллюстрируем этот случай на примере.

Пример 1

ООО «Пассив» приобрело право пользования бухгалтерской программой на год. Затраты фирмы составили 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.). Бухгалтер отразил их на счете 97 «Расходы будущих периодов». Облагаемую налогом прибыль эти затраты уменьшают равномерно в течение года. Соответственно при расчете налога на прибыль ежемесячно к прочим расходам следует относить 833 руб. ((11 800 руб. – 1800 руб.) / 12 мес.).

Теперь о зачете НДС. С точки зрения работников ФНС, всю сумму «входного» НДС сразу поставить к вычету нельзя. Зачет налога следует делать ежемесячно в зависимости от сумм, отраженных в налоговом учете:

1800 руб. : 12 мес. = 150 руб.

В большей степени такая позиция невыгодна фирмам, работающим по методу начисления. Для них так называемые расходы будущих периодов наиболее характерны: расходы на сертификацию, лицензирование, автогражданку и прочее. Законна ли позиция инспекторов?

Рассуждаем

...нет. Как видно из приведенной цитаты (см. выше), кодекс не ставит право на зачет НДС в зависимость от правил отражения затрат в налоговом учете. Вопрос лишь в производственном характере этих расходов. Ни больше ни меньше. Если фирма потратилась в рамках своей деятельности, право на вычет НДС она имеет. Нюансы отражения в налоговом учете затрат здесь не важны.

Хотя есть одно исключение. Оно касается нормируемых затрат (при исчислении налога на прибыль): представительские расходы, расходы на рекламу и т. п. По ним НДС ставят к вычету согласно указанным нормам. Такое правило закреплено статьей 171 Налогового кодекса (п. 7).

С расходами, которые вообще не влияют на налог на прибыль, ситуация похожая. Отказывая фирме в зачете НДС, инспектор должен доказать непроизводственный характер расходов. Тот факт, что бухгалтер их не учел при расчете налога на прибыль, не играет роли. Как указал арбитр Северо-Западного округа, «...законодательством о налоге на добавленную стоимость не связывается право налогоплательщика на применение налоговых вычетов с фактом отнесения затрат... к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль» (постановление от 31 августа 2004 г. по делу № А56-50026/03).

Отсюда можно сделать интересный вывод. Требование экономической оправданности расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, не работает в отношении зачета НДС. Оно как бы отходит на задний план. Например, инспектор может счесть расходы на поиск персонала экономически необоснованными (мол, они не увенчались успехом) и доначислить налог на прибыль. Однако на право зачета НДС по услугам кадрового агентства этот факт влиять не может. Вот что волен ответить бухгалтер: «Несмотря на то что деньги фактически потрачены впустую, фирма имеет право зачесть “входной” НДС. Ведь они направлялись на осуществление деятельности, облагаемой НДС».

Пример 2

ЗАО «Актив» работает по методу начисления. Фирма решила приобрести лицензию, срок действия которой год. Бухгалтер перечислил госпошлину в размере 5000 руб. Также оплатил услуги ООО «Пассив» по оформлению лицензии – 1180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.). Эти затраты являются расходами будущих периодов. Лицензия дает право заниматься определенной деятельностью в течение года, поэтому расходы, связанные с ее получением, списывают равномерно в продолжение срока действия документа. НДС по услугам бухгалтер ЗАО «Актив» поставил к вычету на полную сумму в момент получения лицензии. В учете были сделаны такие проводки:

Дебет 60 Кредит 51

– 5000 руб. – перечислена госпошлина за лицензию;

Дебет 60 Кредит 51

– 1180 руб. – перечислены деньги за услуги по оформлению лицензии;

Дебет 97 Кредит 60

– 6000 руб. (5000 + 1000) – отражены затраты на получение лицензии в качестве расходов будущих периодов;

Дебет 19 Кредит 60

– 180 руб. – выделен НДС;

Дебет 68 Кредит 19

– 180 руб. – НДС поставлен к зачету (после получения лицензии);

Дебет 20 Кредит 97

– 500 руб. (6000 руб. : 12 мес.) – списана часть затрат на лицензию (ежемесячно в течение года).

Д. Гусятинский, эксперт ПБ

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.