Проверим отчетность по схеме
23.04.2008 распечататьВ марте у бухгалтеров горячая пора — наступает срок сдачи отчетности. Но прежде чем отправлять ее в инспекцию, стоит проверить представляемые документы на полноту, грамотность и взаимную согласованность.
Этап 1: пересчитываем бланки
Для начала необходимо определить, какие бланки должны быть заполнены. Дело в том, что объем бухгалтерской отчетности для разных фирм может отличаться. В общем случае юридические лица по результатам работы за год обязаны подготовить бухгалтерский баланс с приложениями, отчет о прибылях и убытках, пояснительную записку (п. 2 ст. 13 закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ), а также декларации по всем видам налогов. Если компания подлежит обязательному аудиту (ст. 7 закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ), то к этому перечню добавляется аудиторское заключение.
Намного проще отчитываться фирмам и предпринимателям, которые используют упрощенный режим налогообложения. Они освобождены от ведения бухучета (п. 3 ст. 4 закона № 129-ФЗ) и, следовательно, не обязаны заполнять бланки бухгалтерской отчетности и составлять пояснительную записку. Да и количество налоговых деклараций у них невелико, ведь «упрощенцы» освобождены практически от всех налогов (ст. 346.11 НК). Правда, акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью, перешедшим на УСН, все-таки приходится заниматься бухучетом и составлять отчетность, ведь иначе невозможно контролировать чистую прибыль и производить расчет дивидендов (письма Минфина от 10 января 2006 г. № 03-11-05/2, от 17 января 2008 г. № 03-04-06-01/6).
Небольшие предприятия хотя и ведут бухучет, но также располагают некоторыми послаблениями при составлении отчетности. Субъекты малого предпринимательства «имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4), «Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма № 5), пояснительную записку (п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н). При отсутствии соответствующих данных некоммерческие организации также могут не заполнять приложения к балансу (п. 4 Указаний). Однако в отличие от всех остальных компаний некоммерческим фирмам рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности «Отчет о целевом использовании полученных средств» (форма № 6).
Плательщики ЕНВД не освобождены от ведения бухучета, и состав их годовой бухгалтерской отчетности аналогичен тому, который представляют фирмы, работающие на общем режиме. Что касается налоговых деклараций, то, как и в случае с УСН, их намного меньше (п. 4 ст. 346.26 НК).
Собирая документы для налоговой, важно помнить про доверенность. Она необходима, если представитель организации лично повезет отчетность в инспекцию. Нотариально удостоверять доверенность нужно только в том случае, если ее выдает физическое лицо — например, индивидуальный предприниматель (ст. 29 НК, ст. 185 ГК). Особое внимание стоит обратить на наличие даты выдачи, так как доверенность без даты считается недействительной (п. 1 ст. 186 ГК).
Таким образом, собрав все необходимые бумаги, можно переходить к следующему этапу проверки.
Этап 2: внимание к деталям
Разложив перед собой отчеты, нужно не торопясь просмотреть их. Необходимо внимательно проверить все реквизиты; правильность дат и расшифровок подписей; арифметические итоговые подсчеты по группам статей; точность данных, которые переписывались из бланков, сданных за прошлые периоды; наличие прочерков во всех строчках, которые не заполнены цифрами. Если отчет сдается на бумаге и в нем что-то указано неправильно, то переделывать весь документ необязательно. Для исправления ошибок необходимо перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное и проставить подписи должностных лиц организации, заверив их печатью фирмы с указанием даты исправления. А вот вносить поправки с помощью корректирующего средства или иного аналогичного инструмента нельзя.
К сожалению, именно на подобную доскональную проверку отчетов у бухгалтера обычно не остается времени. Однако лучше ей не пренебрегать — опыт налоговиков свидетельствует о том, что большинство ошибок в декларациях возникает именно из-за невнимательности к деталям.
И, наконец, остается последний и, вероятно, наиболее ответственный шаг — взаимоувязка показателей различных отчетов.
Этап 3: сравниваем показатели
Известно, что отдельные строки разных форм отчетности должны совпадать. Это вполне естественно, ведь все формы отражают одни и те же хозяйственные операции, проведенные компанией в течение года.
Для того чтобы оценить правильность заполнения бухгалтерской отчетности, можно воспользоваться Таблицей 1. В ней указаны основные показатели, которые должны быть сопоставимы в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках и приложениях к балансу для большинства фирм. Конечно, сравнивая данные, приведенные в разных отчетах, необходимо учитывать, что из общего правила могут быть и исключения, связанные с особенностью деятельности конкретной компании.
Сопоставлять можно данные не только из бухгалтерской отчетности, но также из налоговых деклараций. Так, воспользовавшись Таблицей 2, легко проверить правильность заполнения «Отчета о прибылях и убытках» и «Декларации по налогу на прибыль».
Также можно сравнить одни и те же данные из разных налоговых деклараций. Например, обычно сумма, указанная по строке 010 приложения 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, должна быть сопоставима с показателем выручки от реализации из декларации по НДС.
Много времени у бухгалтера подобная проверка не отнимет, но зато она поможет выявить неточности в отчетности и, возможно, — избежать претензий со стороны налоговиков.
Таблица 1
Бухгал- терский баланс — форма № 1 (данные из гр. 4) | Отчет о прибылях и убытках — форма № 2 | Отчет об измене- ниях капитала — форма № 3 | Отчет о движении денежных средств — форма № 4 | Приложение к бухгал- терскому балансу — форма № 5 |
---|---|---|---|---|
стр. 110 «Немате- риальные активы» | гр. 6 (стр. 010 + стр. 020 + стр. 030 + стр. 040) – гр. 4 стр. 050 | |||
стр. 120 «Основные средства» | разд. «Основные средства» гр. 6 стр. «Итого» минус гр. 4 ст. 140 | |||
стр. 135 «Доходные вложения в мате- риальные ценности» | гр. 6 статьи «Итого» раздела «Дох. влож. в мат. ценности» минус гр. 4 стр. «Аморти- зация дох. влож. в мат. ценности» | |||
стр. 230 + стр. 240 «Деби- торская задол- женность» | гр. 4 статьи «Итого» показ. «Деби- торская задол- женность» | |||
стр. 260 «Денежные средства» | гр. 3 «Остаток ден. ср. на конец отч. пер.» | |||
стр. 410 «Уставный капитал» | разд. I, гр. 3, стр. 140 «Уставный капитал» | |||
стр. 420 «Добаво- чный капитал» | разд. I, гр. 4, стр. 140 «Добаво- чный капитал» | |||
стр. 430 «Резервный капитал» | разд. I, гр. 5, стр. 140 «Резервный капитал» | |||
стр. 431 «Резервы, обр. в соот. с закон.» | разд. II, гр. 6 «Резервы, обр. в соот. с закон.» | |||
стр. 432 «Резервы, обр. в соот. с учред. докумен- тами» | разд. II, гр. 6 «Резервы, обр. в соот. с учред. док.» | |||
стр. 470 «Нераспре- деленная прибыль (непокрытый убыток)» | гр. 3, стр. 190 «Чистая прибыль» | разд. I, гр. 5, стр. 140 «Нераспре- деленная прибыль (непокрытый убыток)» | ||
стр. 510 + стр. 610 + стр. 620 «Займы и кредиты», «Креди- торская задол- женность» | гр. 4 статьи «Итого» показателя «Креди- торская задол- женность» | |||
стр. 650 «Резервы предстоящих расходов» | разд. II, гр. 6 «Резервы предстоящих расходов» |
Таблица 2
Декларация по налогу на прибыль | Отчет о прибылях и убытках — форма № 2 |
---|---|
приложение 1 к листу 02 стр. 010 – стр. 013 – стр. 014 | стр. 010 |
приложение 1 к листу 02 стр. 010 + стр. 020 | стр. 010 + стр. 060 + стр. 080 + стр. 090 |
лист 02 стр. 030 + стр. 040 | стр. 020 + стр. 030 + стр. 040 + стр. 070 + стр. 100 |
лист 2 стр. 180 | стр. 150 |