Предотвратим «покушение» на лицензию

Предотвратим «покушение» на лицензию

28.08.2007 распечатать

Получение лицензии на осуществление какой-либо деятельности еще не означает, что до конца ее «срока годности» фирма сможет преспокойненько вести разрешенный бизнес. Как ни крути, все это время нужно не только соответствовать ее требованиям, но и убеждать в этом налоговиков.

Был бы повод...

На сегодняшний день главный нормативный акт, который регламентирует процесс лицензирования и осуществление контроля над ним — это Закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Существуют также и различные постановления правительства, которые устанавливают специфические правила для отдельных видов деятельности с учетом их особенностей.

Компании сталкиваются с лицензионным контролем, практически еще не начав свою деятельность. Так, будет досконально изучена заявка на получение лицензии и поданные сведения о соискателе, в том числе возможность выполнения им всех требований и условий. Именно на основании этой информации ревизоры примут решение об отказе или же о выдаче лицензии. Стоит упомянуть, что на ознакомление и на вынесение окончательного вердикта проверяющим отведено 45 дней с момента подачи заявки (ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ). Кстати, об этом упомянули и представители ФНС в своем приказе от 27 апреля 2007 г. № ММ-3-25/267@ «Об утверждении единого стандарта обслуживания налогоплательщиков».

К сожалению, нельзя сказать, что компания, получив лицензию, может спать спокойно. Контролеры не преминут навестить ее и после этого знаменательного события: в данном случае они будут исследовать соблюдение организацией требований и условий, которые предъявляются к тому или иному виду деятельности. Тут уже главенствует иной нормативный акт — Закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Компания должна иметь в виду следующее: не важно, по какому поводу в организацию нагрянули контролеры с ревизией. Главное, на что стоит обратить внимание, так это на проверяющий орган: осуществлять подобный контроль имеют право только выдавшие лицензию подразделения и только в пределах своей компетенции. То есть подразделение, занимающееся лицензированием строительства, не может исследовать соблюдение требований лицензии на образовательную деятельность.

Нелишним будет отметить, что работники или представители организации имеют право непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю и давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (ст. 13 Закона № 134-ФЗ).

...а ревизию организуют

Рассматриваемые проверки, как в принципе и любые другие, подразделяются на два вида: плановые и внеплановые. Что касается первых, то, как нетрудно догадаться, они осуществляются в соответствии с планами основных организационных мероприятий территориальных лицензирующих органов на текущий год. Причем в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя такое мероприятие может проводиться не более чем один раз в два года (п. 4 ст. 7 Закона № 134-ФЗ).

Вторая категория ревизий проводится, в первую очередь, дабы проконтролировать, устранила ли фирма-лицензиат нарушения, выявленные при проведении плановой проверки. Но инспекторы могут порадовать своим визитом, что называется, «по стуку», то есть если они получат какую-либо информацию о нарушении компанией лицензионных требований и условий.

Однако нет смысла переживать о том, что ревизоры нагрянут, как говорится, нежданно-негаданно. Согласно постановлению правительства от 21 июня 2002 г. № 455 за 10 дней до начала проверки организации должно быть направлено уведомление о ее проведении с указанием цели, сроков исследования и состава комиссии.

По какой бы причине ни нагрянули блюстители лицензионного порядка, продолжительность ревизии не должна превышать один месяц. Правда в исключительных случаях она может быть продлена, но не более чем на один месяц (п. 3 ст. 7 Закона № 134-ФЗ). Кстати, если всплывет факт нарушения проверяющими установленных правил, он может быть выдвинут как аргумент в суде, с целью оспорить решение приостановить действие лицензии или вовсе лишить фирму таковой. Судебная практика позволяет убедиться в том, что несоблюдение ревизорами формальностей может привести к аннулированию результатов их работы (постановления ФАС Дальневосточного округа от 24 апреля 2006 г. № Ф03-А24/06-1/906, ФАС Северо-Западного округа от 8 июня 2006 г. № А05-16977/2005-11).

С некоторыми полномочиями инспекторов, как ни крути, все же надо смириться. Например, им разрешено запрашивать в письменной форме необходимые документы и объяснения. Помимо того, проверяющие вправе брать пробы продукции и исследовать ее на соответствие требованиям лицензии. Естественно, образцы товаров, впрочем, как и их анализ, стоят денег. И то обстоятельство, из чьего кармана это все будет оплачиваться, напрямую связано с результатом тестов. Если выяснится, что образцы неподобающего качества — раскошелиться придется именно компании (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 октября 2006 г. № Ф08-5436/2006).

Результат проверки

По итогам ревизии лицензирующий орган обязан составить акт с указанием на конкретные нарушения либо на их отсутствие. К данному документу должны прилагаться акты об отборе образцов продукции, обследовании объектов окружающей среды, заключения проведенных исследований и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы, связанные с результатами мероприятия по контролю. Копии всех этих «доказательств» должны прилагаться к акту, который остается на руках у руководителя фирмы.

Если какие-либо нарушения все же имели место, то лицензирующий орган вынесет предупреждение или приостановит действие лицензии до их устранения. Эксперты журнала «Практическая бухгалтерия» отмечают, что на время приостановления действия лицензии ее срок не продляется, поэтому подчистить свои «грешки» целесообразно как можно быстрее. Говоря о конкретных сроках «работы над ошибками», стоит подчеркнуть, что их определяет непосредственно лицензирующий орган исходя из существа нарушений, их опасности для окружающей среды, организационной, технической и финансовой возможности фирмы устранить допущенные погрешности. В случае когда и после вынесения предупреждения юрлицо все-таки не устранило недочеты, контролеры вправе вынести решение об отзыве лицензии. А вот если компания осознала свою неправоту и вовремя все исправила, то следующее ее действие — подача заявления о восстановлении действия лицензии и возобновление своей деятельности.

В. Андронова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.