Правила исчисления сроков

Правила исчисления сроков

05.10.2007 распечатать

C 1 января 2007 года срок, определенный днями, следует исчислять в рабочих днях в том случае, если он прямо не установлен в календарных днях. Однако в каком порядке будет исчисляться срок, если правонарушение, например, непредставление декларации, было совершено до 1 января 2007 года? Ответ на этот вопрос дает Минфин в своем письме от 13 июля 2007 г. № 03-02-07/1-330. О чем же финансисты напомнили налогоплательщикам в своем письме?

Как известно, правила исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, указаны в статье 6.1 Налогового кодекса.

С 1 января 2007 года эта статья устанавливает, что все сроки, определяемые днями, исчисляются в рабочих днях. Исключение составляют только те случаи, когда в самом Налоговом кодексе прямо определено, что срок исчисляется в календарных днях.

Несмотря на то, что на дворе август, многие налогоплательщики не придали большого значения этому изменению, ведь налоговые проверки в каждой конкретно взятой организации бывают не так часто. Однако быть в курсе изменений законодательства — обязанность любого квалифицированного специалиста, а от проверок на сто процентов еще никто не застрахован.

«Проблемное» определение сроков

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом № 137-ФЗ, решают проблемы, связанные с определением сроков.

Так, исчезают неясности с расчетом периода на представление в налоговый орган документов (истребованных в порядке статьи 93 Налогового кодекса), на выставление требования по итогам проверки и на получение документов по почте заказным письмом.

Во всех этих случаях ранее положениями Налогового кодекса не конкретизировалось, какие же дни — рабочие или календарные — имеются в виду, что служило причиной споров.

Так, еще в письме от 10 апреля 2003 г. № 04-01-10/2-23 Минфин высказал точку зрения со ссылкой на статью 6.1. Налогового кодекса, что не принимается во внимание то, являются ли включаемые в срок дни рабочими или нерабочими.

Если срок определялся пятью днями, как например, в статье 93 Налогового кодекса, то истечение его определялось календарной датой или истечением периода времени. На этот момент хотелось бы обратить пристальное внимание. С какого момента начинает течь срок?

С какого момента начинает течь срок?

В настоящее время, согласно пункту 3 статьи 93 Налогового кодекса, установлено, что документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Не вызывает сомнения, что имеются в виду 10 рабочих дней, выходные дни при этом в расчет не принимаются. Тонкий момент — в упомянутой статье сказано, что срок начинает течь со дня вручения соответствующего требования. Заметим, что день вручения при отправлении требования по почте, как правило, определяется датой штампа на конверте.

Однако обратимся к письму Минфина России от 13 июля 2007 г. № 03-02-07/1-330. Чиновники указывают, что датой вручения извещения, направленного налоговым органом по почте заказным письмом считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма. Получается, что такое утверждение не в полной мере соответствует положениям Налогового кодекса.

Ошибка или неточность?

Согласно пункту 5 статьи 100, пункту 4 статьи 101.4 Налогового кодекса действительно датой вручения акта является шестой день с даты отправки заказного письма почтой.

Однако уже в пункте 11 статьи 101.4 Налогового кодекса говорится о том, что в случае, если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом.

Заметьте, разница в один день все же присутствует, и иногда она крайне необходима налогоплательщику. Например, когда при проведении выездной налоговой проверки ИФНС предъявила организации требования о представлении в течение пяти календарных дней копий 153 тысяч документов по всем налогам. Вот теперь становится понятным, насколько позитивны изменения, внесенные также и в статью 93 Налогового кодекса.

Увеличиваем срок

До 1 января 2007 года увеличение срока для преставления документов не предусматривалось. В настоящее же время, согласно пункту 3 статьи 93 Налогового кодекса, налогоплательщику предоставлено право в течение дня, следующего за днем получения уведомления, (опять же — рабочего!) сообщить проверяющим о невозможности представления документов. В таком случае обязательно нужно указать причины. Соответственно как в нашем случае с копиями 153 тысяч документов, руководителю налогового органа предоставлено право увеличения срока. Об этом говорится в письме Минфина России от 1 февраля 2007 г. № 03-02-07/1-30.

Получается, что на сегодняшний день, как это не покажется странным, пять календарных дней стали равны 10 рабочим в случае представления документов по требованию ИФНС.

Правонарушение до 2007 года...

Как уже было сказано, с 1 января 2007 года срок, определенный днями, исчисляют в рабочих днях, в том случае, если он прямо не установлен в календарных днях. Но если правонарушение, например, непредставление декларации, было совершено до 1 января 2007 года, то указанный срок будет исчисляться в порядке, действовавшем до этого времени. Такого мнения придерживается Минфин России в письме от 13 июля 2007 г. № 03-02-07/1-330.

Налоговые органы направляют фирмам уведомления, решения и акты по адресу, который указан в учредительных документах, то есть по юридическому. Поэтому поступающую почту нужно проверять регулярно во избежание истечения срока, данного на представление документов.

В этом же письме финансисты указали, что при рассмотрении материалов налоговой проверки руководитель налогового органа либо его заместитель должны обязательно известить лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, о времени и месте рассмотрения материалов. При этом извещение может быть передано любым способом, свидетельствующим о дате его получения. В том числе, оно может быть направлено заказным письмом.

Куда налоговики отправляют уведомления?

Отдельно хотелось бы обратить внимание тех руководителей, чьи организации имеют юридический и фактический адрес, где по месту последнего ведется деятельность. Поскольку все уведомления, решения и акты налоговые органы направляют по адресу, который указан в учредительных документах, то есть по юридическому, поступающую почту нужно проверять регулярно во избежание истечения срока, данного на представление документов.

Тем организациям, которые осуществляют деятельность в отсутствии офиса как такового и заключившим договоры секретарско-почтового обслуживания (когда на определенный адрес приходит вся корреспонденция для юридического лица) также надо соблюдать осторожность и не терять бдительности — рабочие дни идут быстро.

М. Кабулова, налоговый консультант ООО &«ФинСервисКонсалтинг», член Палаты налоговых консультантов &России

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...