Поспорить с решением налоговой инспекции

Поспорить с решением налоговой инспекции

28.05.2009 распечатать

С 2009 года обратиться в суд, дабы оспорить произведенные налоговой инспекцией доначисления, можно лишь после выполнения процедуры досудебного урегулирования спора. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс были внесены еще 27 июля 2006 года Законом № 137-ФЗ. Куда и когда следует подавать жалобу на действия налоговых инспекторов, в какой форме это сделать, какие проблемы могут возникнуть и как их решить, разбиралась Ольга Бокатова.

Повод для обжалования

Для начала стоит сразу разобраться, по каким вопросам компании придется пройти процедуру досудебного урегулирования спора, а по каким можно обратиться напрямую в суд. В обновленной статье 101.2 Налогового кодекса речь идет об обязательном досудебном обжаловании решений «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». Однако и юристы, и эксперты, и налоговые консультанты, и даже сами налоговики убеждены, что эта процедура обязательна не для всех нарушений, а только для тех, которые предусмотрены следующими статьями: статьей 120 Налогового кодекса («Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»), статьей 122 Налогового кодекса («Неуплата или неполная уплата суммы налога (сбора)») и статьей 123 Налогового кодекса («Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов»). Все решения, вынесенные по иным поводам, следует обжаловать напрямую в суд.

— К примеру, сразу в судебном порядке можно решить вопрос о размере примененных к компании штрафных санкций за несвоевременное сообщение об открытии счета. Подобные решения инспекторов выносятся и обжалуются в особом порядке и не подразумевают апелляционного обжалования, как следствие, на них не распространяется требование об обязательном досудебном урегулировании спора (ст. 101.4 НК), — рассказывает юрисконсульт организации «Право» Михаил Белогородцев. — Кроме того, обратиться напрямую к суду разрешается по вопросам действий или бездействий инспекции, не связанных с привлечением к ответственности. Скажем, за отказ регистрировать фирму, выдавать копии учредительных документов или, бывает и такое, нежелание принимать налоговую отчетность.

Конечно, все-таки не стоит сразу выходить на тропу войны. Для начала надо попытаться решить вопрос мирно, обратившись в УФНС. Ведь согласно той же обновленной статье 101.2 Налогового кодекса жаловаться на действия инспекторов ИФНС следует именно в региональные налоговые управления (УФНС). За исключением тех случаев, когда проверку проводили последние либо конфликт возник с участием крупнейших налогоплательщиков. Тогда компании надо обращаться в ФНС.

Совершенно безвозмездно

Практика показывает, что в настоящее время большая часть налогоплательщиков пытается решить возникшую проблему в досудебном порядке, поэтому обращается в вышестоящий налоговый орган. Это резонно с точки зрения материального аспекта. В отличие от суда, рассмотрение жалобы в УФНС происходит совершенно бесплатно, никакой госпошлины платить не требуется. Кроме того, в УФНС жалоба в любом случае будет рассмотрена быстрее, чем при прохождении процедуры судебного разбирательства. Однако налоговики не всегда охотно идут навстречу налогоплательщикам, удовлетворяя их жалобы, например, за 2007 год ФНС удовлетворила в целом по стране лишь 36 процентов ламентаций на своих сотрудников. За 2008 год подсчетов ФНС пока не провела, однако, как предполагают эксперты, показатель прошлого года не превысит 40 процентов.

Все по протоколу

Обжаловать решение инспекции можно одним из двух способов. Первым является подача апелляционной жалобы. Она подается в свою инспекцию, которая обязана переслать полученный документ в УФНС в течение трех дней с момента получения. В том случае, если фирма направит ламентацию напрямую в УФНС, управление оставит ее без внимания.

Обратите внимание, апелляционная жалоба пишется на решение налоговиков, которое еще не вступило в законную силу — в течение 10 дней с момента вручения решения (п. 9 ст. 101 НК).

Название какого налогового органа нужно писать в шапке документа, вопрос спорный: на него даже инспекторы не дают однозначного ответа. Одни утверждают, что указывать необходимо саму инспекцию, через которую будет переправляться в УФНС ламентация, при этом только сделав пометку «для передачи в Управление ФНС по такому-то региону». Вторые — что в качестве основного получателя следует указать управление, а вот инспекцию — в качестве дополнительного. Поэтому, чтобы избежать торможения обжалования, представителю фирмы стоит заранее выяснить в своей налоговой инспекции, как правильно поступить.

В тексте ламентации нужно отразить суть претензий налоговиков и позицию компании со ссылками на нормы Налогового кодекса, письма Минфина и ФНС России, а также арбитражную практику. Также следует приложить копии документов, которые инспекция не приняла во внимание и которые подтверждают доводы организации.

Главный плюс апелляционной жалобы: ее подача автоматически приостанавливает исполнение решения инспекции до момента вынесения решения по жалобе, то есть взыскание доначислений. Это позволяет компании остаться при своих «кровных» и более тщательно подготовиться к судебному разбирательству. Однако надо учитывать, что пени продолжат капать. Кроме того, налоговики могут «подсуетиться» и заморозить счета фирмы.

— Дело в том, что пункт 10 статьи 101 Налогового кодекса дает им право приостанавливать операции по счету сразу после вынесения решения о привлечении к ответственности, не дожидаясь пока оно вступит в законную силу, — поясняет старший юрисконсульт Департамента налогов и права компании «Русский инвестиционный клуб консалтинг» Наталья Шарошкина.

Если же организация в силу каких-либо причин 10-дневный срок пропустила, ей остается только подать обычную жалобу. Ее принимают непосредственно в региональном управлении УФНС. К сожалению, такой документ взыскание не тормозит. Можно, конечно, попробовать написать соответствующее ходатайство руководителю УФНС, однако удовлетворять просьбу он не обязан, поэтому успех маловероятен.

Ответ на любую из жалоб сотрудники УФНС обязаны прислать в течение месяца. Однако если им понадобятся какие-либо дополнительные документы, согласно пункту 3 статьи 140 Налогового кодекса срок ожидания ответа может быть продлен еще на 15 дней. Однако на практике налоговики очень часто затягивают с ответом, причем на месяц-два, как минимум. Что делать компании в этом случае, отвечает Михаил Белогородцев:

— Если спустя полтора месяца ответ из УФНС до компании так и не дошел, то фирма имеет право либо обратиться в суд, либо продолжить дожидаться отклика от налоговиков. Однако следует помнить, что в данном случае организации, возможно, придется заявить ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования. Напомню, по правилам Арбитражного процессуального кодекса решение инспекции может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения. Кстати, Президиум ВАС РФ придерживается мнения, что в том случае, когда УФНС затянуло со временем рассмотрения жалобы, трехмесячный срок начинает отчитываться с момента истечения установленного Налоговым кодексом срока для рассмотрения жалобы, то есть через месяц.

Алгоритм действий, которые может предпринять фирма, если не согласна с решением налоговой инспеции, представлен здесь.

Вручать апелляционную жалобу лучше лично

Почта это, конечно, хорошо, однако лучше послать в налоговую инспекцию нарочного или съездить туда лично. Дело в том, что если, предположим, налогоплательщик отправляет апелляционную жалобу за день до вступления решения налоговиков в законную силу, то понятно, что почта никак не сможет доставить отправление в этот же или на следующий день. В результате получится, что налоговые органы будут иметь законные основания для выставления требований об уплате налога.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.