Пора урезать аппетиты

Пора урезать аппетиты

03.12.2008 распечатать

«Денег нет! Приходите завтра». Эта фраза сегодня, пожалуй, набила оскомину не одному российскому бизнесмену. Особенно часто она звучит в регионах, где организации закрываются одна за другой, поскольку средства на поддержание и развитие бизнеса взять негде. Эпидемия финансового кризиса косит компании независимо от объемов и статуса на рынке. Исправить ситуацию могут дополнительные деньги, но они как по волшебству куда-то испарились...

Зарождение

Куда же делись деньги и почему их невозможно сегодня найти на рынке? Ответ на этот вопрос следует искать в недавнем прошлом. Не все сегодня помнят, что текущий финансовый кризис берет свое начало еще в 2006 году. Именно тогда произошел обвал рынка ипотечного кредитования в США, который в течение последующих двух лет, как лавина, сметал экономику мировых государств. Вначале его воздействие ощутили на себе крупные американские ипотечные компании и инвестиционные банки — одни заявили о миллиардных убытках (Freddie Mac, Fannie Mae, Merrill Lynch), а другие и вовсе канули в лету. Затем вся финансовая система США начала рушиться как карточный домик.

Первыми отечественными компаниями, ощутившими на себе холодное дыхание финансовой осени, были эмитенты, бумаги которых котировались на западных биржах, а также российские банки, привыкшие привлекать американские деньги под сравнительно невысокие проценты. Прежде заманчивые западные источники финансирования вдруг стали труднодоступными. К середине 2007 года кризис на рынке ипотечного кредитования США распространился на Европу. Ликвидность мировой финансовой системы стала стремительно сокращаться. Среди банкиров началась паника. Уже в сентябре российские граждане и предприниматели услышали первые «раскаты грома» — банки взвинтили ставки по ипотечным и коммерческим кредитам, сократили сроки их выдачи и ужесточили требования к заемщикам. Некоторые представители финансового сектора вообще покинули ипотечный рынок. Когда индексы российских биржевых площадок РТС и ММВБ потеряли 21 января 2008 года более 7%, на это уже никто не мог закрыть глаза. Тема кризиса громко зазвучала со всех страниц и экранов.

Возрождение

В течение первой половины 2008 года рынки по-прежнему лихорадило, но проблемы в основном касались только очень крупных организаций — например, торговавших на заморских биржах нефтью, цена которой со 140 долл. за баррель неумолимо скатывалась к отметке 90. Представителям же малого и среднего бизнеса до поры до времени жилось спокойно. Они, подстроившись под текущие обстоятельства, продолжали вести свою деятельность в обычном режиме. Так, Сергей Русских, директор лизингового агентства ООО «Смарт-Лизинг» отмечает, что «...период с января по июнь 2008 года скорее внес какую-то определенность после внезапных событий сентября 2007 года».

В течение всего этого времени американские, европейские, восточные и российские чиновники предпринимали бесконечные попытки исправить ситуацию, влить живительную дозу финансирования в национальные экономики — 700-миллиардный стабилизационный пакет, предложенный Администрации президента США, вброс на рынок около 20 млрд. долл. Центральным банком Японии, запрет ФСФР РФ на необеспеченные короткие продажи на российских биржах, выделение Президентом Дмитрием Медведевым 950 млрд. руб. на поддержку российской финансовой системы и т. д. Однако никакие действия властей не смогли удержать падение мировой ликвидности, и к началу октября все фондовые рынки обрушились с новой силой. В России 6 октября 2008 года фондовый рынок открылся резким обвалом котировок большинства ликвидных ценных бумаг — в частности, цена на нефть упала существенно ниже 90 долл. за баррель. С тех пор отечественные площадки РТС и ММВБ лишь изредка открывались для торгов, поскольку индексы неумолимо снижались. Одновременно с этим со стороны предпринимателей все чаще были слышны заявления о том, что поток заемных средств, необходимый для развития бизнеса, стал иссякать.

Вырождение

Заемные средства необходимы большинству компаний для того, чтобы развивать бизнес, но именно их банки неожиданно для всех и перестали выдавать. Причем официально практически ни одна финансовая организация не заявила о сворачивании кредитного направления. Банки либо отказывали заемщикам, не афишируя при этом свое поведение, либо объявляли сверхъестественные ставки — 25-33%. Постепенно информация о финансовых проблемах бизнеса просочилась наружу. Так, по словам Сергея Русских, «...ситуация на рынке сейчас просто катастрофическая, особенно в регионах. Многие компании в своей деятельности использовали краткосрочные кредиты и овердрафты. Сегодня банки практически не выдают деньги. Причем вся ситуация примечательна тем, что банки на самом деле не сознаются в том, что в принципе не намерены выдавать кредит. У них уже распланирована выдача займов до конца этого года. Финансовые учреждения, конечно, принимают прошедшие жесткую фильтрацию новые заявки, но с деньгами расставаться не спешат — тянут время. Откладывают принятие решения на январь 2009 года и ждут, пока ситуация на рынке поменяется».

Самые серьезные проблемы переживает сегодня строительная отрасль. Это весьма ощутимо сказывается на ценах на недвижимость — стоимость объектов падает. А так как ипотечные программы в большинстве своем тоже заморожены, то и привлечь деньги за счет активных продаж недвижимости владельцы не могут. Получается замкнутый круг. Аналогичные проблемы испытывают и лизинговые компании — спрос в разы превышает предложение, потому что клиентам данный инструмент выгоден как никогда, а сами лизингодатели не могут вести деятельность — большинству негде взять деньги на обслуживание контрактов.

В ритейле проблемы носят несколько иной характер. Торговые сети плотно сидели на кредитной «игле» и при первых неурядицах оказались в тупиковой ситуации: расплатиться по текущим кредитам и с поставщиками нечем, а перекредитование стало недоступным. В результате поставщики также остаются без средств, на которые рассчитывали, и которые им сейчас самим нужны позарез.

Некоторые поставщики уже отказались продавать товары в кредит, и это привело к тому, что полки многих магазинов уже стали пустеть. Правда, государство обратило внимание на крупные торговые сети и решило их поддержать. Несколько сетей, в числе которых X5 Retail Group, «Магнит», «Дикси», «Копейка», «Мосмарта», похоже, получат доступ к кошелькам госбанков. Но взамен они обязуются вернуть условия оплаты по контрактам с поставщиками на докризисный уровень.

Есть проблемы и у производственников — недоступность кредитов приводит к тому, что замораживаются отдельные проекты, или вовсе закрываются ставшие нерентабельными заводы. Прочие отрасли также ощутили на себе дыхание кризиса, пусть и менее губительное.

Великая депрессия или естественный отбор?

Что же имеем в сухом остатке? Как отмечает финансовый директор московского кадрового холдинга, пожелавший остаться неизвестным, «грядет передел рынка, вполне логичный и закономерный, поскольку во всех кризисах сильные игроки реализуют свои возможности. Те фирмы, у которых денег и собственной ликвидности хватит на то, чтобы продержаться на рынке в течение полугода-года — они, скорее всего, выровняют впоследствии свои позиции на рынке и поправят дела. Для этого им сейчас придется урезать свои аппетиты. А те, у кого в структуре баланса будет большой объем чужих денег, кто сильно привязан к долговым портфелям — тем придется туго.

Помимо всего прочего, возникает вопрос: куда пропали иностранные инвесторы, которые так и рвались последние несколько лет на российский рынок со своими капиталами? Дело в том, что портфельные инвесторы и фонды сейчас вообще боятся вкладывать свои сбережения куда бы то ни было. Ведь в основе любых финансовых катаклизмов лежит кризис недоверия. Деньги-то у многих банков и инвесторов есть, просто они опасаются с ними расставаться и предпочитают придерживаться принципа: «лучший обеспеченный кредит — не выданный».

В целом же позиция большинства экспертов оригинальностью не отличается: пока нефть стоит дороже 70 долл. за баррель, в России все будет хорошо. В то же время цена на черное золото постепенно приближается к критической отметке... Игрокам рынка остается только затянуть пояса потуже и постараться благополучно миновать финансовый шторм.

Ольга Сизова

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.