Почему Минфин рекомендует нормировать расходы на ГСМ
10.01.2025 распечататьНормами НК не предусмотрено нормировать расходы на ГСМ для служебного транспорта. Поэтому Минфин прямо не требует, но рекомендует это делать.
Фирмам, которые используют в работе транспортные средства, порядок списания ГСМ доставляет немало хлопот, а кому-то наверняка приходилось даже спорить с налоговиками: по каким нормам их списывать, да и нужны ли какие-либо нормы вообще?
В зависимости от целей использования автомобиля, затраты на приобретение ГСМ компания может учитывать в составе:
- материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ);
- прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как затраты на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В обоих случаях ничего не говорится о нормировании этих расходов.
Минтранс России утвердил методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (распоряжение от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р).
В документе указано, что нормы «предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации». Для остальных фирм (не автотранспортных) применение этих норм не обязательно. Но использовать в своей деятельности их можно.
В пункте 3 методички сказано, что нормы предназначены в том числе и «для расчетов по налогообложению предприятий». Означает ли это, что расходы на покупку горюче-смазочных материалов можно включать в налоговую себестоимость только в пределах норм?
Организации вправе не нормировать расходы на приобретение ГСМ, но она может самостоятельно утвердить нормативы таких расходов, например, на основе вышеуказанных Методических рекомендаций. Минфин в письме от 24 сентября 2024 г. № 03-03-06/1/91832 в очередной раз рекомендует в целях налогообложения прибыли использовать нормы Минтранса России.
Нормирование может пригодиться как для обеспечения экономической оправданности расходов.
Налоговый кодекс не предусматривает нормирование затрат на ГСМ. Однако выдвигает требование об экономической обоснованности расходов. Поэтому фирма, эксплуатирующая транспортные средства, должна иметь утвержденные нормативы. Без них доказать проверяющим обоснованность расходов на ГСМ не получится.
Можно разработать собственные нормы расхода ГСМ с учетом особенностей работы автомобилей и расхода топлива на них. Можно воспользоваться технической документацией и информацией производителя автомобиля. Чиновники рекомендуют также использовать нормы расхода ГСМ на автомобильном транспорте, утвержденные распоряжением Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.
Таким образом, разрабатывая внутренние нормативы, следует ориентироваться на них. За основу можно взять показатели из технической документации на автомобиль, использовать данные контрольных замеров расхода топлива и применить поправочные коэффициенты, на которые увеличить или уменьшить базовые нормы, в зависимости от условий работы автотранспорта (п. 5 и 6 методички). В таком случае у налоговиков не будет основания «снять» расходы и доначислить налог. Разработанные самостоятельно внутренние нормативы нужно утвердить приказом руководителя.
Вот, к примеру, формула, которую можно использовать для легкового транспорта:
Нормативный расход топлива (л) | = | 0,01 х Базовая норма расхода топлива (л/100 км) | х | Пробег автомобиля (км) | х | 1 + 0,01 х суммарный поправочный коэффициент (%) |
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com