Пересчет выручки по рыночным ценам

24.10.2012 распечатать

В общем случае выручку от продажи товаров (работ, услуг, имущественных прав) рассчитывают исходя из тех цен, которые установлены в договоре с покупателем (заказчиком). Считается, что эти цены соответствуют рыночным.

Внимание!

С 1 января 2012 года в НК РФ включен раздел V.1, посвященный новому порядку проверки цен сделок на предмет их соответствия рыночным ценам. Статьи 20 и 40 НК РФ применяются только к сделкам, доходы или расходы по которым в целях налога на прибыль были признаны до 1 января 2012 года (п. 6 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. №227-ФЗ). Иными словами, этими статьями налоговые инспекторы будут руководствоваться при выездных налоговых проверках прошлых лет – за 2009 – 2011 годы.

Начиная с 2012 года налоговый контроль за ценами проводится в особом порядке. Его осуществляет непосредственно Федеральная налоговая служба. Она же и доначислит налоги в связи с занижением доходов – в случае отступления в сделках от рыночных цен (п. 2 ст. 105.3 НК РФ). Ввиду занижения цен опасаться предъявления недоимок со стороны территориальной налоговой инспекции, в которой ваша фирма состоит на учете, больше не нужно.

При этом внимание ФНС России привлекут масштабные совокупности определенных сделок, суммы доходов от которых за календарный год превышают установленные пороги. Внутри каждой выделенной законодателем совокупности ценовому контролю подлежат все сделки.

Контролируемые сделки охарактеризованы в статье 105.14 НК РФ. Это сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки, которые к таковым приравниваются (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом взаимозависимые лица определяются по критериям, установленным в статье 105.1 НК РФ.

Пример

Директором ООО «Фиалка» и ООО «Ландыш» является одно и то же лицо – Сидоров Т.П. Фирмы являются взаимозависимыми. Основание - подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

Среди участников «Фиалки» лишь один имеет долю в уставном капитале, превышающую 25 %. Это ЗАО «Тюльпан», которому принадлежит 30 % уставного капитала «Фиалки». В силу подп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ «Фиалка» и «Тюльпан» считаются взаимозависимыми.

Внимание!

Если сторонами сделки являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, то примененные в ней цены считаются рыночными (абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ). По таким сделкам доначисление налогооблагаемого дохода вам не грозит, если только они не приравниваются к сделкам с взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Контроль может применяться, когда доходы от совокупности однотипных контролируемых сделок за календарный год превысят определенную величину (подп. 1 п. 2, п. 3, п. 7 ст. 105.14 НК РФ). Чтобы понять, будет ли контролироваться ваша сделка, - для начала просуммируйте доходы по всем сделкам группы, к которой она относится (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). Алгоритм дальнейших рассуждений выглядит весьма разветвленным. К тому же на переходный период 2012 – 2013 годы законодатель установил специальные суммовые критерии. Отражения в статьях НК РФ они не получили.

Как применять новые правила – иллюстрируют примеры.

Пример

На протяжении 2012 г. ООО «Фиалка» реализовало готовую продукцию взаимозависимым лицам: ООО «Ландыш» - на сумму 1,2 млрд. руб., ЗАО «Тюльпан» - на сумму 4,3 млрд. руб. (без учета НДС). Если руководствоваться подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, то «Фиалка» имеет две группы контролируемых сделок, - с каждым из указанных покупателей. Однако на 2012 г. суммовой критерий по сделкам между взаимозависимыми лицами смягчен. Он действует в размере 3 млрд. руб. (п. 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ).

Недостижение суммового показателя по продажам «Ландышу» в 2012 г. еще не гарантирует, что ценовой контроль по сделкам с ним «Фиалке» не грозит. Дело в том, что «Ландыш» является плательщиком единого сельскохозяйственного налога и находится в другом субъекте РФ. А посему все сделки с ним контролируются - исходя из подп. 3 п. 2, абз. 2 п. 3, подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ Предельный размер торгового оборота для контролируемых сделок этой категории – 100 млн. руб.

«Тюльпан» применяет общий режим налогообложения. Но утверждать, что продажи «Тюльпану» попадают под проверку ФНС России, - преждевременно. Сделки с ним выводит из-под контроля подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Дело в том, что «Фиалка» и «Тюльпан» зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений за пределами этого субъекта РФ и не декларировали убытков по налогу на прибыль.

Фирма, выявившая у себя подконтрольную группу сделок, должна самостоятельно направить о ней уведомление в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. Крайний срок для выполнения этой обязанности – 20 мая года, следующего за отчетным. То есть сообщить о контролируемых сделках по итогам 2012 года нужно не позднее 20 мая 2013 года (ст. 105.16 НК РФ). Если фирма нарушит этот срок – ее ждет штраф в размере 5000 рублей (ст. 129.4 НК РФ). Поступившие сведения о контролируемых сделках налоговая инспекция перенаправит в ФНС России. Анализом примененных вами цен займутся специалисты центрального аппарата (ст. 105.17 НК РФ). А методы, которыми они будут пользоваться, охарактеризованы в главе 14.3 НК РФ. Это - еще один вид налоговых проверок (помимо камеральных, выездных и «встречных»).

Внимание!

По итогам 2012 года применяется еще одна специальная норма. Уведомление направляется, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в 2012 г. году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает 100 млн. руб. На 2013 год этот порог установлен в размере 80 млн. руб. (п. 7 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ).

Пример

На протяжении 2012 г. ООО «Ландыш» реализовало компании – налоговому резиденту Республика Кипр (как напрямую, так и через посредников, охарактеризованных в подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ) готовую продукцию на сумму 90 млн. руб. (без учета НДС). Это государство входит в перечень, утвержденный в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ (приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. №108н). Из подп. 3 п. 1 и абз. 1 п. 3 ст. 105.14 следует, что указанные сделки являются контролируемыми. Однако в силу специальной нормы - п. 7 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. №227-ФЗ – уведомлять о них налоговую инспекцию не следует.

В ходе камеральной или выездной проверки ваша налоговая инспекция может выявить контролируемые сделки, о которых вы ее не уведомили. Тогда эти сведения она направит в ФНС России самостоятельно (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

Предположим, по результатам проверки выявлено занижение цены в сделке, вашей фирме предъявлена недоимка и вы ее уплатили. В этом случае ваш контрагент по данной сделке вправе произвести перерасчет своей налоговой базы исходя из цены, примененной ФНС России. Эта процедура носит название симметричной корректировки (ст. 105.18 НК РФ). Она осуществляется на основе уведомления о возможности симметричных корректировок, направляемого Федеральной налоговой службой.

Налоговые санкции за доначисления, произведенные ФНС России, хотя и предусмотрены в статье 129.3 НК РФ, за 2012 - 2013 годы применяться не будут. Об этом сказано в пункте 9 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Во избежание штрафов фирма может доначислить себе налоги самостоятельно (п. 3 и 6 ст. 105.3 НК РФ). Однако ФНС России может не согласиться с примененными ею оценками рыночных цен. Поэтому крупнейшим налогоплательщикам предоставлены особые права. Они могут заключать с ФНС России соглашения о порядке ценообразовании для целей налогообложения в контролируемых сделках (гл. 14.6 НК РФ). Эти соглашения позволят налогоплательщикам и налоговым органам:

  • согласовать позиции относительно порядка определения цен и (или) применения методов ценообразования для целей налогообложения к конкретным контролируемым сделкам (группам однородных сделок), в том числе еще до их совершения;
  • минимизировать возможные разногласия по спорным вопросам.

Фирма, заключившая такое соглашение, может с более высокой долей уверенности оценить размер будущих налоговых обязательств, связанных с контролируемыми сделками, и снизить риски применения санкций по статье 129.3 НК РФ (письмо ФНС России от 12 января 2012 г. №ОА-4-13/85@).

Так в общих чертах выглядит механизм налогового контроля за ценами, который заработает с 1 января 2013 года. Но имейте в виду - сведения для него формируются в отчетном, 2012 году.

Внимание!

С 1 января 2012 года не производится контроль цен по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 4 пункта 2 статьи 40 НК РФ, а именно:

  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • при отклонениях более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Дополнительные материалы:

Что нового ждет бухгалтеров в 2013 году

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.