ПБУ 18/02 — проще простого

ПБУ 18/02 — проще простого

17.02.2004 распечатать

Вот уже год действует ПБУ «Учет расчетов по налогу на прибыль», а поток вопросов, связанных с этим документом не иссякает. ...И понятно почему. Положение написано тяжелым канцелярским языком и понять о чем в нем говорится практически невозможно. Сегодня мы расскажем вам о ключевых положениях этого документа и о том, как применять его на практике. Подготовить комментарий мы попросили известного налогового аналитика – Владимира Мещерякова – руководителя авторского коллектива книги «Годовой отчет».

Налог на прибыль: снят очередной вопрос

Моя основная задача – рассказать о ключевых положениях этого документа максимально просто, то есть перевести «канцелярит» на русский язык. Сразу оговорюсь. Бухгалтеры малых фирм могут все это не читать. Применять ПБУ они не обязаны. А вот бухгалтерам остальных предприятий не повезло...

К сожалению, я не могу остановиться на бухгалтерских проводках, которыми надо отразить все то, что написано в ПБУ. Место в журнале, которое мне любезно предоставил главный редактор, не значительно. Поэтому постараюсь коротенько описать суть документа, пройтись, так сказать, по нему «крупным помолом». Итак, начнем.

Основная задача бухгалтера рассчитать налог на прибыль по данным бухучета, а затем скорректировать его, дабы получить ту сумму, которую надо заплатить в бюджет. В Положении она называется – текущий налог на прибыль. Именно ее указывают в Отчете о прибылях и убытках по строке 150.

Сделать все это придется в несколько этапов.

Этап 1 «Немудреный»

Как известно, многие затраты отражают в бухучете полностью, а при расчете налога на прибыль учитывают в пределах норм. В первую очередь это представительские, командировочные и рекламные расходы.

В результате в бухучете формируется заниженная прибыль. Соответственно будет и занижен налог с нее. Разницу между прибылью в бухгалтерском и налоговом учете называют «постоянной». Какие бы операции фирма не проводила, эта разница никуда не исчезнет. Чтобы добиться того, чего хочет Минфин, то есть отразить в учете тот налог, который надо заплатить, его сумму придется доначислить. Сделать это просто. Умножьте постоянную разницу на сумму налога. Вот и искомый результат. Кстати, доначисленный налог называют «постоянное налоговое обязательство». Постоянно оно потому, что фирме придется заплатить его в бюджет при любых «раскладах». С первым этапом разобрались. Перейдем ко второму.

Этап 2 «Посложнее»

Иногда бухгалтерская прибыль может быть больше или меньше налоговой, но со временем они сравняются. Например, вы начисляете амортизацию по основным средствам в бухгалтерском и налоговом учете по-разному. Получается и разная прибыль. В конечном счете на затраты будет списана одна и та же сумма (она равна первоначальной стоимости основного средства). Поэтому прибыль и там и там будет одинакова, вот только произойдет это через несколько лет. В итоге возникают временные разницы (почему «временные» ясно – рано или поздно они исчезнут). Таких разниц бывает две. Первая появляется, когда в бухучете прибыль меньше, чем в налоговом. Ее называют «вычитаемой». Соответственно меньше будет и сумма налога.

В этой ситуации налог придется доначислить. Если полученную разницу умножить на ставку налога, вы получите «отложенный налоговый актив». Это как раз и будет сумма доначисления. Почему «отложенный»? Потому, что рано или поздно сумму этого налога придется начислить не только в налоговом, но и в бухгалтерском учете. Но это произойдет лишь со временем. Почему «актив»? Ведь казалось бы, это долг фирмы по налогу, а долг активом быть не может. Вот это объяснить нельзя, это можно только запомнить.

Возможна обратная ситуация. Когда в бухучете прибыль больше, чем в налоговом. Возникшую разницу называют «налогооблагаемой». В этом случае налог нужно не доначислить, а уменьшить. Рассчитать сумму уменьшения тоже несложно. Для этого полученную разницу умножают на ставку налога. В результате мы получаем «отложенное налоговое обязательство». Отложено оно по тем же причинам, которые изложены выше. Почему эта сумма называется «обязательством» объяснить сложно. Но все это и не важно. Дело не в названии, а в сути.

Во всем разобраться вам поможет вот эта таблица:

Название
Суть
Когда появляется
Зачем «оно» нужно
Как посчитать искомый результат
Что получим в итоге
Постоянная разница
Разница между бухгалтерской и налоговой прибылью
Если расходы в бухучете отражены в большей сумме, чем в налоговом
Чтобы посчитать сумму налога на прибыль, которую надо доначислить и сравнять ее с налогом, который указан в декларации
Умножить разницу на ставку налога
Постоянное налоговое обязательство, которое увеличивает налог к уплате в бюджет

Вычитаемая временная разница
Тоже разница между бухгалтерской и налоговой прибылью, но которая со временем исчезнет
Если расходы в бухучете отражены в большей сумме, чем в налоговом
Чтобы посчитать сумму налога на прибыль, которую надо доначислить и сравнять ее с налогом, который указан в декларации
Умножить разницу на ставку налога
Отложенный налоговый актив, который увеличивает налог к уплате в бюджет

Налогооблагаемая временная разница
И это разница между бухгалтерской и налоговой прибылью, которая со временем исчезнет
Если расходы в налоговом учете отражены в большей сумме, чем в бухгалтерском
Чтобы посчитать сумму налога на прибыль, которую надо уменьшить и сравнять ее с налогом, который указан в декларации
Умножить разницу на ставку налога
Отложенное налоговое обязательство, которое уменьшает налог к уплате в бюджет



Этап 3 «Заключительный»

Перейдем к самому интересному. Расчету «текущего налога на прибыль», ради которого все и затевалось. Чтобы посчитать текущий налог достаточно знать сумму, на которую его надо увеличить и уменьшить.

Сделать это не сложно. Возьмите бухгалтерскую прибыль и умножьте ее на ставку налога. Затем доначислите налог (то есть увеличьте его сумму на постоянное налоговое обязательство и отложенный актив, разумеется, тоже налоговый).

После этих нехитрых манипуляций уменьшите полученную сумму на «отложенное налоговое обязательство». Вот, пожалуй, и все…

P.S. или ложка дегтя

Как я уже говорил, все эти активы, обязательства, временные и постоянные, отложенные и не отложенные, нужно отражать в учете проводками. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Владимир Мещеряков,

руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет», глава экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...