Павел Лебедев: Знания не бывают лишними

Павел Лебедев: Знания не бывают лишними

19.10.2006 распечатать

Сегодняшний рынок образовательных услуг заполнен множеством предложений о самых разных программах бизнес-обучения. Но так ли необходимо дополнительное образование? Знаниями из каких областей должен обладать современный финансовый директор? Как грамотно построить систему бизнес-образования? На эти и другие вопросы «Консультанта» ответил Павел Лебедев, управляющий директор компании FM-Consulting, член сети Национальной гильдии профессиональных консультантов, Объединения контроллеров России, тренер-консультант Ассоциации развития менеджмента и бизнес-образования Восточной и Центральной Европы CEEMAN.

– Какие тенденции Вы могли бы отметить в развитии современного бизнес-образования?

– На сегодняшний день можно выделить несколько наиболее заметных тенденций. Во-первых, рост спроса на качественные образовательные продукты, со стороны как организаций, так и их сотрудников. Компании понимают, что внутренний потенциал, представленный высококвалифицированными сотрудниками является хорошим инструментом конкурентной борьбы. Последние же видят в повышении своего образовательного уровня один из факторов роста собственной ценности на рынке труда. Пятнадцать лет назад, на заре новых экономических отношений, никто не садился за парту изучать менеджмент – норма прибыли была очень высокой, что предполагало другие приоритеты в управлении компанией. Сегодня в ряде отраслей рентабельность исчисляется, к сожалению, цифрой, состоящей всего из одного знака. На фоне унификации продуктов, а также доступности информации, когда обеспечить сопоставимый технологический процесс в состоянии любой специалист, выиграет тот, кто эффективней и дешевле обеспечит управленческие процессы.

Во-вторых, рынок образовательных услуг становится более цивилизованным. Недобросовестные провайдеры бизнес-образования – компании, занимающиеся организацией обучения, – вместе с некомпетентными тренерами уходят с рынка. Если до настоящего времени программы в области бизнес-образования были представлены у различных организаций – от кадровых агентств до консультационных фирм, то сегодня очевидна специализация. Даже внутри диверсифицированных структур успех возможен только при выделении образовательных продуктов в отдельный бизнес. Можно быть успешной компанией, специализирующейся, предположим, на «управлении» корпоративными конфликтами, однако для этого необходимы компетенции, отличные от тех, что требуются при предоставлении хороших образовательных услуг.

– Какими ключевыми компетенциями должна обладать хорошая образовательная организация?

– В значительной степени успех обучения зависит от преподавателя. Развитие профессионального тренера предполагает колоссальные инвестиции в него самого, в его знания и навыки. На Западе эти вопросы решают посредством системы грантов, и только крупные бизнес-школы могут самостоятельно финансировать исследования своих сотрудников. В России, к сожалению, вопросы собственного развития пока еще являются в большинстве случаев исключительной заботой самого тренера. Компании не имеют возможностей и желания осуществлять соответствующие инвестиции. Поэтому умение образовательной организации выстраивать партнерские отношения с лучшими экспертами, привлекать и удерживать их можно отметить в качестве ключевой компетенции фирмы. Не менее важными показателями являются также наличие у бизнес-школ миссии и долгосрочных целей, открытость и социальная ответственность.

Главной целью многих мелких провайдеров было и остается получение прибыли. При этом качество предлагаемых ими услуг оставляет желать лучшего. Такие компании не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. Более успешные реализуют миссию, связанную с созданием ценности для тех, кто нуждается в бизнес-образовании. Как следствие, они получают за это справедливое вознаграждение.

– Менеджмент – это практика. Поэтому некоторые специалисты считают, что современные образовательные программы для управленцев по большей части бесполезны...

– На Западе говорят: «Нет ничего практичней, чем хорошая теория». Может быть, поэтому их компании более управляемы? Задача менеджеров – служить интересам акционеров, наиболее эффективным способом обеспечивая управление ресурсами компаний. Задача бизнес-школ – изучать и обобщать опыт работы менеджеров и консультантов, систематизировать его, предлагать новые гипотезы для апробации.

Что считать критерием оценки полезности бизнес-образования? Сегодня можно приобрести огромное количество литературы любой тематики. Западные новинки и классические книги в области бизнеса стали доступны российскому читателю. В информационный век задача бизнес-образования вряд ли состоит в том, чтобы нагрузить слушателей несколькими килограммами раздаточных материалов и гигабайтами сообщений.

– Тогда что же должно стать основным продуктом бизнес-образования? Если собственно учебные материалы и программы уже не являются уникальным предложением, что может и должно их заменить или дополнить?

– Действительно, в Интернете можно скачать практически любые материалы, а в рекламном пространстве найти множество продуктов с одинаковыми названиями и содержанием программ. Монополизировать информацию невозможно и бессмысленно!

Сегодня в сознании многих зафиксирован формат образовательного продукта пятнадцатилетней давности. Тогда хороший семинар характеризовался количеством показанных слайдов в минуту, толщиной раздаточных материалов и числом занимательных картинок в них. В условиях дефицита элементарных экономических знаний это был эффективный способ повышения квалификации. Но бизнес-образование сегодня – это не только и не столько инструмент обучения конкретным экспертным навыкам и демонстрация картинок-перерисовок из учебников. Аудитория достаточно образована, чтобы читать книги!

Задача бизнес-образования состоит в том, чтобы стимулировать создание «думающей» организации. Менеджмент сегодня – это наука постановки правильных вопросов. И когда люди выходят из аудитории с вопросами, которые родились в результате обучения, значит, оно пошло на пользу, дан импульс изменениям.

Поэтому в качестве основного продукта современного бизнес-образования я бы определил повышение способности организации к управлению изменениями, обновлению и многомерному мышлению, признанию значимости ее открытости и прозрачности для эффективного функционирования, что в результате приводит к инновациям, развитию и росту стоимости компании.

– Как выбрать «правильную» бизнес-школу и программу MBA?

– Определиться с нужной программой нелегко. Ведь речь идет об оценке предполагаемой эффективности инвестиций. На рынке образовательных услуг существует достаточно много программ – от полноценных классических до сильно усеченных, где под вывеской MBA продают набор отдельных тренингов. Чтобы разобраться в них и подобрать оптимальный вариант, важно определить собственные цели и возможности.

Можно выделить следующие продукты MBA: расширение круга профессионального и делового общения, получение системного взгляда на организацию бизнеса с научно-практической точки зрения, знакомство с его современными инструментами и методиками, устранение пробелов в тех или иных областях знаний.

Наиболее важный для соискателя результат и следует учитывать при выборе программы. При этом нужно иметь в виду, что кроме аудиторных часов процесс обучения потребует значительной части личного времени для работы над проектами, дополнительного чтения, осмысления изучаемых концепций и моделей.

Финансовые возможности потенциального участника программы – также не последний фактор, оказывающий влияние на выбор. Прямые инвестиции в хорошую программу обучения сопоставимы со стоимостью автомобиля, измерить нефинансовые вложения – еще сложнее. Так же как в финансировании инвестиционного проекта здесь могут быть три вида источников – собственные сбережения, заемные средства и спонсорские деньги.

Учиться в России или за рубежом? В любом варианте есть свои плюсы и минусы. Нужно отметить следующие моменты. Учеба в России позволяет слушате-лю программы продолжать работать, следовательно, не ухудшает его финансовые условия, не отрывает его от семьи на длительной срок. При этом во многих случаях качество обучения вполне сопоставимо с тем, что может предложить западная бизнес-школа, а необходимость финансировать переезды и расходы по организации быта на новом месте отсутствует. Бесспорными же плюсами обучения за рубежом являются возможность получения нового опыта, знакомство с западной средой, культурой.

– На Ваш взгляд, знаниями из каких областей должен обладать финансовый директор?

– Последние исследования свидетельствуют – сегодня в финансах становится все больше нефинансового. Роль современного финансового директора в организации заключается в обеспечении внутренних и внешних коммуникаций. Цифры – безусловно, важная часть этого процесса, но без людей он вообще немыслим.

Советская практика обучения финансистов уделяла должное внимание такому нефинансовому блоку, как технология производства. В современных условиях наиболее важным представляется межфункциональный стык финансов и рынка. Прибыль образуется не в учетных регистрах. Ведь с точки зрения бухгалтерских записей это вообще своего рода манипуляция по сведению баланса: увеличился актив в виде прироста денег или дебиторской задолженности – необходимо «свести» пассив, «зафиксировав» прибыль. В реальной жизни организация получит доход тогда, когда будет продавать пользующиеся спросом продукты и иметь стабильный денежный поток. На поддержку взаимоотношений с рынком и должны быть направлены основные усилия финансистов.

Сегодня большой популярностью среди слушателей пользуется курс «Финансы для нефинансистов». Это еще раз демонстрирует перспективу межфункционального обмена знаниями. Также по заказу одной из транснациональных компаний был разработан курс под рабочим названием «Нефинансы для финансистов». Он рассказывает о том, какую роль финансовая служба должна играть в компании и как организовать эффективное сотрудничество между функциональными службами. Многим компаниям знакома ситуация, когда вся организация вынуждена играть по правилам финансистов, потому что последним так удобнее подшивать свои бумажки. Но не эффективнее ли сфокусироваться на рынке, клиентах и фронт-офисе, что в будущем увеличит доходы компании? Не финансисты ли должны отвечать за мышление «на перспективу»?

Таким образом, отвечая за эффективный процесс коммуникаций, финансовый директор должен отлично разбираться во всех аспектах управления организацией, а также иметь хорошие навыки общения. Может быть, поэтому в практике крупных международных компаний часто следующим карьерным шагом успешного финансового директора является позиция генерального.

– Как грамотно построить систему бизнес-образования в организации?

– Обучение, как и любой процесс, происходящий в организации, должно быть частью ее общей стратегии. Поэтому инвестиции в образование персонала – это не бонус отдельным сотрудникам, а скорее необходимость, позволяющая организации быть адаптивной, успевать за изменениями внешней среды, а лучше – опережать их!

Последовательность вопросов при разработке оптимальной программы обучения несложна. Труднее дать на них объективные ответы. Каковы корпоративные стратегические цели? Какие бизнес-процессы позволят их достичь? Какими компетенциями должны обладать сотрудники, для того чтобы обеспечить должное качество бизнес-процессов, которое приведет к достижению корпоративных целей? Будет ли этих компетенций достаточно с учетом роста и развития организации на рассматриваемую перспективу?

Следует также разграничивать организацию образования как поддерживающую функцию (заключение договоров, сопровождение оплаты, обеспечение контактов и т. п.) и выбор программы обучения. Сегодня часто получается, что HR-менеджеры, являясь главными распорядителями бюджетов на обучение и не владея в полной мере потребностями и проблемами подразделений и сотрудников, не могут корректно сформулировать запрос в адрес обучающей организации. Между тем такие запросы необходимо формулировать с учетом представителей соответствующих подразделений.

– Существует ли сегодня модель бизнес-образования, которую можно назвать наиболее эффективной?

– Как в бизнесе, так и в образовании, невозможно вести речь об эффективности в отрыве от целей и желаемого результата. Поскольку они определяют возможные способы их достижения. Выбранный метод может быть более или менее эффективным в контексте поставленных целей. Таким образом, единого эффективного рецепта попросту не может существовать. Вероятно, имеет смысл говорить о модели обучения, соответствующей конкретной ситуации.

Так, краткосрочное обучение финансового директора в открытых группах при небольших инвестициях может служить хорошей «разведкой боем». Оно позволит ему по-новому взглянуть на решение той или иной проблемы, пообщаться со специалистами из других организаций. Краткосрочное корпоративное обучение будет эффективным для более детальной проработки концепций с максимальным участием сотрудников данной организации. Оно дает возможность обсудить модели и инструменты «внутри» компании, а также совместно найти возможности к применению новых программ.

Среднесрочное открытое обучение позволяет повысить квалификацию специалиста, системно изучив последние достижения в соответствующей области профессиональных знаний. Среднесрочное корпоративное обучение может стать мощным инструментом осуществления изменений в организации, в силу более широкого спектра обсуждаемых тем и достаточно длительного периода взаимодействия между участниками и тренером-консультантом.

С точки зрения организации образовательного процесса наиболее эффективным представляется подход «обучение действием», который предполагает максимальное вовлечение участников при минимальном времени, посвященном выступлениям тренера. Лекция – самый простой и скучный способ передачи информации от преподавателя к слушателю. Хорошее занятие представляет собой оптимальный баланс между вводными словами тренера, разбором бизнес-кейсов, чтением и анализом статей, поиском и интерпретацией информации, групповыми дискуссиями, презентациями слушателей.

– Как способствует получение дополнительного образования продвижению по карьерной лестнице?

– Времена, когда степень МВА сама по себе гарантировала, что работодатели будут бороться за такого сотрудника, ушли в прошлое. Никакой диплом, сертификат или титул не могут обеспечить карьерный рост. Работодатели выбирают не документ об образовании, а сотрудника, способного сделать что-то для достижения корпоративных целей. Вместе с тем именно поэтому диплом или звание повышают шансы кандидата при прочих равных условиях! Ведь они в определенной степени заочно характеризуют специалиста, дают ему кредит доверия.

– Всегда ли необходимо дополнительное образование?

– Каждый свой тренинг я завершаю фразой «На этом давайте поставим многоточие!». Сегодня как никогда ранее становится очевидным смысл фразы: «Чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать».

– По Вашему мнению, как часто финансовый директор должен проходить дополнительное обучение?

– Здесь не может быть единого рецепта. Главное – всегда быть в форме. Спортсмены говорят, для этого необходимо регулярно тренироваться – неплохая аналогия! Так, старейшая, наиболее уважаемая и фундаментальная сертификация в мире в области финансов – АССА – установила требование ежегодно повышать квалификацию своих членов у уполномоченных провайдеров обучения. Это еще раз подтверждает, что регулярный сбор «за партой» не бывает лишним даже для профессионалов высочайшей квалификации!

Беседовала эксперт «Консультанта» Василя Плеханова

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.