Отвечаем на требование из ИФНС. О чем нужно помнить? - Бухгалтерия.ru

Отвечаем на требование из ИФНС. О чем нужно помнить?

26.03.2025 распечатать

Расскажем, как правильно ответить при поступлении требования, в течение какого срока нужно направить в инспекцию документы, если компания не успевает, можно ли увеличить срок ответа?

Как правильно ответить при поступлении требования?

Для того чтобы ответить на требование, в первую очередь необходимо оценить его на предмет законности. После этого нужно понять, достаточно ли у компании ресурсов, в том числе трудовых, есть ли нужное число сотрудников, которые смогут подготовить документы и информацию к определенному числу, и хватит ли у них времени для подготовки ответа на требование.

Если и времени, и сотрудников достаточно, можно приступать к сбору документов и информации.

Обратите внимание, при ответе на требование не следует торопиться. Положения налогового законодательства предоставляют компании срок для ответа, а также возможность этот срок продлить при наличии на то обоснованных причин.

Вместе с тем ускорить процедуру ответа на требования может помочь заблаговременная отлаженная работа предприятия с документами. Например, если вы перешли на электронный документооборот, то это позволит быстрее собрать все запрашиваемые инспекторами документы.

Тут можно дать короткую рекомендацию: формируя свой документооборот, стоит помнить о том, что бизнесу может поступить требование из налогового органа, следовательно, заранее, с самого начала стоит отнестись к систематизации и хранению документов таким образом, чтобы в случае необходимости сотрудники предприятия могли быстро сориентироваться и подготовить все необходимые бумаги или электронные документы.

В течение какого срока нужно ответить на требование?

Налоговый кодекс устанавливает определенные сроки для ответа компании на поступившее от инспекторов требование. Так, срок ответа на требование, направленное в рамках выездной или камеральной налоговой проверок, составляет 10 дней в соответствии с пунктом 3 статьи 93 НК РФ.

Для представления документов, истребованных при проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, отводится более длительный срок – 20 дней, а при налоговой проверке иностранного лица, подлежащего постановке на учет в налоговом органе, – 30 дней. Такие сроки установлены пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса.

Если документы истребуются в рамках «встречной» проверки, то документы и информация должны быть предоставлены в течение пяти дней со дня получения требования в соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ.

Если требование направляется вне рамок проведения налоговых проверок относительно конкретной сделки, документы и информация направляются компанией в налоговый орган в течение 10 дней со дня получения требования, такой период закреплен пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ.

Налоговый кодекс предусматривает некоторые исключения. В частности, документы, истребованные в связи с исчислением и уплатой налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемым иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, подлежат представлению в налоговый орган не позднее трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего требования.

При исчислении сроков для ответа на требование необходимо помнить, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Требование считается полученным на шестой рабочий день после его направления. От компаний с февраля этого года не требуется при получении требования направлять в налоговый орган квитанцию о входящем документе. В начале марта этого года, в письме ФНС России от 07.03.2025 № ЕА-4-15/2526, ведомство напомнило компаниям о измененном порядке. Срок в шесть дней начинает течь на следующие сутки после получения требования. В налоговой службе обратили внимание бизнеса на то, что даже если компания отправит в ответ на требование квитанцию о получении, то есть раньше, чем через шесть дней, названный срок не меняется. Будьте внимательны!

Если компания не успевает, можно ли увеличить срок ответа?

Да, можно! Случаются такие ситуации, когда у налогоплательщика отсутствует возможность ответить на требование из инспекции в установленные Налоговым кодексом сроки. Это может быть обусловлено рядом причин, например, получением нескольких требований одновременно, отсутствием в штате достаточного количества бухгалтеров, у которых имеется возможность и компетенция ответить на требования, большим объемом истребуемых документов или информации.

В связи с этим у организации есть возможность ходатайствовать о переносе срока представления документов (информации), уведомить о сроках, в течение которых истребуемые бумаги или сведения могут быть представлены, и о причинах невозможности уложиться в отведенный законодательством срок.

Для этого необходимо подать уведомление о невозможности представления в установленные сроки документов (информации). Оно подается по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21.02.2024 № СД-7-2/148@.

Для подачи такого уведомления Налоговый кодекс также устанавливает срок – в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов (п. 3 ст. 93 НК РФ).

После направления уведомления руководитель налогового органа или его заместитель принимает решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов или информации в течение двух дней со дня получения такого уведомления. Такой период установлен пунктом 3 статьи 93 НК РФ.

Так как период направления уведомления при поступлении требования небольшой, можно рекомендовать компаниям внимательно относиться к входящим сообщениям, которые поступают по ТКС.

Елена Констандина,
советник, руководитель налоговой практики Адвокатского бюро «РКП», к.ю.н. для журнала «Практическая бухгалтерия»


В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...