Оценка профессиональных рисков в 2022 году: самое важное

14.09.2022 распечатать

Оценка профессиональных рисков – важный элемент в системе охраны труда. Без нее не получится правильно обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, провести инструктажи, стажировку работников и их обучение.

Обязанность по оценке профессиональных рисков

Каждый работодатель должен проводить мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.

Эти требования установлены в новой редакции ст. 218 ТК РФ, которая действует с 1 марта 2022 года.

Работодатель обязан обеспечить:

  • систематическое выявление профессиональных рисков, а также регулярный анализ и оценку;

  • разрабатывать меры, направленные на оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;

  • информировать работников о существующих профессиональных рисках и их уровнях.

Что такое оценка профессиональных рисков?

Оценка профессиональных рисков – это комплексное мероприятие, цель которого обнаружить все потенциальные опасности, которые могут возникнуть в процессе деятельности предприятия, оценить их уровень и разработать эффективные инструменты управления рисками.

Оценке подлежат:

  • рабочие места;

  • оборудование, инструменты и приспособления;

  • помещения;

  • материалы и сырье;

  • рабочие процессы и другое.

После глобальных поправок в охране труда оценку профессиональных рисков отражают почти во всех документах по охране труда, поэтому она так важна.

Оценку профессиональных рисков может проводить:

  • либо сам работодатель своими силами;

  • либо специализированные организации, выполняющие оценку на договорной основе.

Алгоритм оценки уровня профессиональных рисков рабочего места

1. Выбрать метод оценки уровней профессиональных рисков.

В рекомендациях Минтруда, утв. приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 796, приведены методы оценки профессионального риска.

2. Выявить опасности, определить степень и допустимость риска.

3. Провести оценку профессиональных рисков.

4. Составить карту уровня профессионального риска.

Пример формы карты уровня профессионального риска скачивайте в бераторе.

5. Утвердить план мероприятий по управлению профрисками. В план включают:

  • исключение опасной работы (процедуры);

  • замена опасной работы (процедуры) менее опасной;

  • реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;

  • реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;

  • использование средств индивидуальной защиты.

Какие документы должны быть в организации по оценке рисков

Минимум, что должен утвердить работодатель:

  1. приказ о создании комиссии, если оценку проводит сам.
  2. методику оценки рисков.
  3. перечень рабочих мест для оценки.
  4. форму карты уровня профессионального риска.
  5. реестр опасностей.

Как могут оштрафовать

Невыполнение требований трудового законодательства грозит штрафом по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Размер штрафа:

  • для организаций – от 50 000 до 80 000 руб.

  • для должностных лиц – от 2000 до 5000 руб.;

  • для ИП – от 2000 до 5000 руб.

Нормативная база

При оценке профессиональных рисков нужно руководствоваться:

  • Рекомендациями по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утв. приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 № 796.

  • Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, утв. приказом Минтруда России от 31 января 2022 г. № 36 ;

  • ГОСТ Р 12.0.010-2009. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков», утв. приказом Ростехрегулирования от 10 декабря 2009 г. № 680-ст.

  • ГОСТ Р 58771-2019 «Менеджмент риска. Технология оценки риска», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2019 г. № 1405-ст.

  • ГОСТ Р МЭК 61508-1-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 1. Общие требования», утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29 октября 2012 № 586-ст.

  • Р 2.2.1766-03. 2.2. «Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Руководство», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24 июня 2003.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...