Относятся ли затраты на мерчандайзинг к рекламным расходам?
28.04.2025 распечататьВо взаимоотношениях между продавцом и торговым предприятием мерчандайзинг рассматривается как отдельная услуга. Затраты на такую услугу следует относить к расходам на рекламу и нормировать при расчете налога на прибыль.
Мерчандайзинг относится к рекламе
Мерчандайзинг – это направление маркетинга, целью которого является обеспечение продвижения товаров в розничной торговле, повышение их привлекательности и доступности для потребителя.
Проще говоря, это наука о том, как заставить покупателя приобретать больше товара.
А прибыль производителя (поставщика) и розничного продавца будет за счет этого увеличиваться.
К услугам мерчандайзинга можно, например, отнести приоритетную выкладку продукции на торговых площадях. То есть размещать товары:
- на видном, удобном месте;
- в полном ассортименте поставщика;
- в необходимом объеме, поддерживая запас в торговом зале и т. д.
Производитель или поставщик товаров является заказчиком. А розничная торговая фирма, через которую происходит реализация товара, является исполнителем.
Таким образом, услуга мерчандайзинга, оказываемая путем применения специальных технологий выкладки товара, может рассматриваться как рекламная услуга (см. письмо Минфина от 3 сентября 2021 г. № 03-03-06/1/71382.
Расходы на мерчандайзинг нужно нормировать
Расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Среди рекламных расходов, есть расходы, которые можно учесть в полном объеме, а есть и нормируемые. Их можно учесть в налоговой базе по прибыли только в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации
Перечень рекламных расходов и порядок их нормирования содержит пункт 4 статьи 264 НК РФ.
Не нормируются те, которые указаны в абзацах втором - четвертом пункта 4 статьи 264 НК РФ.
К нормируемым расходам на рекламу, в частности, относятся (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ):
- расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;
- на иные виды рекламы (например, затраты на разработку и распространение рекламных писем, открыток, этикеток, фирменных пакетов и т. п.).
Мерчандайзинг относят к «иным видам рекламы», расходы на которые нормируются в целях налога на прибыль.
Как определять выручку в целях нормирования рекламных расходов
Выручку от реализации в целях нормирования рекламных расходов определяют в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Реализация – это передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 249 НК РФ).
Выручку от реализации для исчисления налога на прибыль определяют исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги, имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
А товаром в целях налога на прибыль считается любое реализуемое или предназначенное для реализации имущество фирмы: основные средства, нематериальные активы, материалы, ценные бумаги, готовая продукция, покупные товары и т. д. Доходы от их продажи учитывают в составе выручки от реализации.
Также есть доходы, которые могут учитываться как в составе выручки, так и в составе внереализационных доходов. Например, доходы от сдачи имущества в аренду или доходы от участия в уставных капиталах других компаний. Если эти виды деятельности являются основными видами деятельности фирмы, то поступления, с ними связанные, относятся к выручке и учитываются в целях нормирования расходов.
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com