Несмотря на то, что налоговыми органами ведется активная работа по привлечению организаций к сдаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи, у компаний по-прежнему остается много неразрешенных вопросов. О нюансах сдачи отчетности через Интернет рассказывает Анна Дынкина, государственный налоговый инспектор." />Отчетность по-новому - Бухгалтерия.ru
Отчетность по-новому

Отчетность по-новому

20.10.2010 распечатать

Несмотря на то, что налоговыми органами ведется активная работа по привлечению организаций к сдаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи, у компаний по-прежнему остается много неразрешенных вопросов. О нюансах сдачи отчетности через Интернет рассказывает Анна Дынкина, государственный налоговый инспектор.

Нормативная база

Зачастую именно недостаточная информированность плательщиков о технологии, принципах действия, о действующих нормативных документах системы представления отчетности в электронном виде толкает компании к традиционным методам представления отчетности лично или по почте, несмотря на все преимущества электронного документооборота. Особенно стоит коснуться нормативных документов, регулирующих процесс представления отчетности в электронном виде, так как именно они выступают «фундаментом», на котором основываются действия всех участников этого процесса: плательщика, специального оператора связи и налогового органа. Основополагающим документом, конечно, выступает Налоговый кодекс (в частности, ст. 80). Однако он лишь определяет круг плательщиков, для которых сдача отчетности в электроном виде является обязательной, но не разъясняет сам процесс. Сегодня порядок представления налоговых деклараций установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина от 18 января 2008 г. № 9н. В соответствии с Регламентом в целях реализации порядка обмена информацией приказом ФНС от 2 ноября 2009 г. № ММ-7-6/534@ были утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота, вступившие в действие одновременно с внедрением в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего положения данных методических рекомендаций. Согласно пункту 2 приказа ФНС России от 2 ноября 2009 г. № ММ-7-6/534@ Методические рекомендации размещены на официальном сайте ФНС –
www.nalog.ru - для доведения до сведения налогоплательщиков. Методические рекомендации определяют последовательность электронного документооборота с электронной цифровой подписью (ЭЦП) при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС, перечень обязательных функций и периодичность их выполнения для каждого участника взаимодействия, которые должны быть реализованы в соответствующих программных продуктах, а также требования к временным характеристикам выполнения функций и взаимодействию при нештатных ситуациях. С даты вступления в силу Методических рекомендаций признаны утратившими силу документы, регулирующие сдачу отчетности по телекоммуникационным каналам связи до сегодняшнего дня, а именно: – приказ ФНС от 6 февраля 2008 г. № ММ-3-6/50 «Об утверждении Временного регламента обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности при представлении их налогоплательщиками через специализированного оператора связи»; – пункт 2.1 раздела 2 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@.

Принцип действия

С первого взгляда технология обмена информацией в процессе представления отчетности не имеет особых отличий от ранее действующего, но теперь Методическими рекомендациями существенно пополнен список документов, которыми обмениваются участники процесса – а информационное сообщение о доверенности, квитанция о приеме, уведомление об отказе, извещение о вводе, подтверждение даты отправки электронного документа, уведомление об уточнении, извещение о получении, сообщение об ошибке. Кроме того, теперь четко разграничено время, которое выделяется на то или иное действие участников в процессе электронного документооборота. Обращаем ваше внимание, что программно-аппаратные средства налогового органа и специализированного оператора связи, обеспечивающие электронный документооборот, должны функционировать круглосуточно. Временные характеристики выполнения функций (два часа, четыре часа) действуют при автоматическом функционировании приемного комплекса налогового органа. Действия плательщика. Согласно действующему Порядку представления налоговых деклараций в электронном виде по ТКС налогоплательщик формирует налоговую декларацию (расчет) в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения, подписывает ее электронно-цифровой подписью и направляет в налоговый орган через спецоператора. В случае представления налоговой декларации (расчета) представителем компании вместе с налоговой декларацией направляется информационное сообщение о реквизитах доверенности, выданной представителю. Всем известно, что существующие системы позволяют с одного рабочего места отправлять в налоговые органы отчетность нескольких организаций. В этом случае отчетность всех организаций будет передаваться с ЭЦП должностного лица одной организации, представляющей интересы остальных в налоговых органах. Главное – должным образом оформить доверенности на право представлять интересы и подписывать документы, и еще до представления отчетности в инспекцию надо будет предъявить доверенность, копия которой сохраняется в налоговом органе в течение 3-х лет после истечения ее срока действия. Форма информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах установлена в Приложении 1 к Методическим рекомендациям. В нем указан срок, на который выдана доверенность, ее номер, сведения о представляемом лице, доверителе, уполномоченном представителе, полномочиях представителя. Документом предусмотрено 16 видов полномочий представителя. Действия спецоператора. Спецоператор при получении от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) налоговой декларации (расчета) фиксирует дату отправки электронного документа и формирует подтверждение даты отправки, которое подписывает своей электронно-цифровой подписью и направляет налогоплательщику (представителю налогоплательщика). Затем зашифрованный электронный документ и подтверждение даты отправки отчетности, подписанное электронно-цифровой подписью спецоператора, направляются в налоговый орган. Действия налогового органа. Налоговый орган при получении электронных документов от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) формирует извещение о таком получении и направляет его налогоплательщику (представителю налогоплательщика) через спецоператора. Далее налоговый орган с помощью своего программного обеспечения осуществляет входной контроль полученных электронных документов, формирует квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) или уведомление об отказе в приеме, подписывает квитанцию электронно-цифровой подписью должностного лица налогового органа и направляет через спецоператора налогоплательщику.

Принципиальные новшества

Электронный документооборот по представлению компанией декларации в налоговый орган завершается в полном объеме при получении налогоплательщиком от инспекции квитанции о приеме и извещения о вводе – принципиально новых документов. Ранее после отправки отчетности по ТКС налогоплательщик получал так называемый протокол входного контроля. При этом не многие понимали, что протокол входного контроля подтверждал лишь, что «представляемая отчетность соответствует действующему электронному формату, установленному для отчетности, и передана на обработку». Словосочетание «передано на обработку» по своей сути не означало, что отчетность «обработана», то есть фактически зарегистрирована. По понятным причинам действовавшая формулировка протокола входного контроля вызывала сомнения у плательщиков, и многим из них приходилось обзванивать инспекцию, чтобы уже из уст инспектора узнать судьбу своей декларации. В настоящее время эта проблема устранена внедрением таких документов, как «Извещение о вводе и уведомление об уточнении декларации», а также «Уведомление об отказе в приеме декларации», которые формируются и отсылаются плательщику автоматически в процессе обработки полученного отчета. Уведомление о вводе декларации – документ, содержащий сведения о ее фактической регистрации с указанием имени принятого электронного файла, даты и времени его передачи и присвоенного регистрационного номера. В случае если в процессе обработки налоговым органом полученного файла отчетности в нем будут обнаружены ошибки (неверное КБК, ОКАТО и т. п.), плательщику автоматически отправится уведомление об уточнении декларации с описанием выявленных ошибок. При этом обязанность по представлению отчетности считается исполненной, а плательщику просто необходимо представить уточненную декларацию (расчет). Если отчетность представлена повторно или с несоответствующим номером корректировки, а также по отмененному (устаревшему) формату, то программным комплексом налогового органа сформируется уведомление об отказе в приеме декларации. При получении налогоплательщиком (представителем) от инспекции уведомления об отказе в приеме отчет будет считается непредставленным. В данном случае компании необходимо будет устранить ошибки и повторно представить налоговую декларацию (расчет) с тем же признаком вида документа (первичная, корректирующая, номер корректировки).

Нештатные ситуации

Ко всему прочему Методическими рекомендациями определен перечень нештатных ситуаций. К ним относятся: – несогласие участника информационного взаимодействия с решением о результате процедур электронного документооборота; – невозможность в установленные сроки выявить и устранить причины нарушения сроков исполнения электронного документооборота; – нарушение работоспособности средств СКЗИ. Если налоговый орган не может отправить установленные электронные документы в течение сроков, определенных Методическими рекомендациями, он совместно со спецоператором в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) должен выявить причины и принять меры к разрешению нештатной ситуации. В случае, когда нештатную ситуацию не удается разрешить в нормативные сроки представления электронных документов, налоговым органом создается комиссия, в состав которой включаются представители налогоплательщика, спецоператора, доверенного удостоверяющего центра и налогового органа, а также при необходимости – представители разработчиков используемого программного обеспечения. Результатом деятельности комиссии по рассмотрению последствий нештатной ситуации является акт, в котором указываются время и место проведения проверки, сведения о составе комиссии, разногласия, представленные на рассмотрение, объекты проверки и материалы по заявлению, представленные для проведения проверки, содержание и результаты проверки с указанием примененных методов, оценка результатов проверки, выводы по представленным разногласиям, их обоснование и принятые решения, а также иные сведения (при необходимости). Акт составляется в простой письменной форме, заверяется собственноручными подписями участников рассмотрения и утверждается руководителем налогового органа. С одной стороны, с введением новых Методических рекомендаций процесс передачи и обработки электронной отчетности несколько усложнился за счет увеличения количества документов, формируемых в обязательном порядке, но с другой – за счет полной автоматизации процесса и введения круглосуточного режима обработки многие вопросы касаемо представленной отчетности решаются гораздо оперативней. Кроме того, теперь налоговые органы в состоянии обслужить большее количество плательщиков, решивших представлять отчетность в электронном виде.

Материалы предоставлены редакцией журнала
"Расчет"
Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...