Организация и реорганизация

Организация и реорганизация

08.12.2008 распечатать

Проведение реорганизации юридических лиц может быть обусловлено различными экономическими причинами. Но следует учитывать, что это сложный и ресурсоемкий процесс. В то же время реорганизация не предоставляет возможности для сокрытия следов хозяйственной деятельности предприятия от налоговых органов.

Не держите ее в секрете

Решение о проведении реорганизации принимается на общем собрании учредителей, после чего на компанию возлагается обязанность по совершению ряда необходимых действий, включающих в себя как частные, так и публичные процедуры. Так, согласно части 1 статьи 60 Гражданского кодекса и подпункту 4 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса, юридическое лицо обязано письменно уведомить о планируемых изменениях своих кредиторов и налоговый орган по месту своего нахождения.

И если для информирования кредиторов достаточно письма, требующего соблюдения лишь общих правил делопроизводства, то для извещения налоговых органов разработана специальная форма № С-09-4, утвержденная приказом Федеральной налоговой службы от 17 января 2008 г. № ММ-3-09/11.

Кроме того, уведомления различаются и по установленным срокам, в течение которых необходимо направлять извещения.

Независимо от организационно-правовой формы (АО или ООО), следует уведомить кредиторов не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации (п. 5 ст. 51 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п.  6 ст. 15 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах») и опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о нем.

Кстати, представление документов, подтверждающих уведомление кредиторов, является обязательным условием при государственной регистрации обществ, созданных в результате реорганизации, и внесении записей о прекращении деятельности реорганизованных лиц (письмо УФНС по г. Москве от 7 июня 2008 г. № 09-14/054957).

Уведомить же налоговые органы следует в течение трех дней после принятия решения о реорганизации.

За нарушение сроков подачи формы № С-09-4 могут быть наложены штрафы:

  • 1000 руб. — на организацию (ст. 129.1 НК);
  • 300–500 руб. — на руководителя (ст. 15.6 КоАП).
Необходимые документы

Для государственной регистрации необходимо представить в налоговую инспекцию комплект документов, предусмотренный статьей 14 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В число указанных актов входят:

а) заявление по форме № Р12001, установленной постановлением Правительства от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс№  в зависимости от избранной формы реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования);

е) документ об уплате государственной пошлины;

ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

з) документы, подтверждающие уведомление кредиторов.

Порядок проведения

Государственная регистрация юридических лиц в случае их реорганизации и снятие фирм с учета осуществляется налоговыми органами по месту нахождения организации путем внесения записей в ЕГРЮЛ.

При этом ИНН компаний, прекращающих свою деятельность в результате реорганизации в форме слияния, разделения и преобразования признаются недействительными, а в форме присоединения — не изменяются. Если юридическое лицо выделяется в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности, то ему присваивается новый идентификационный номер налогоплательщика.

Во избежание использования старых свидетельств недобросовестными налогоплательщиками при заключении сделок, ИНН, а также серии и номера свидетельств о постановке на учет, признанных недействительными, размещаются на сайтах управлений ФНС России.

По месту нахождения реорганизуемого юридического лица проводится сверка расчетов налогоплательщика с бюджетом и внебюджетными фондами, по результатам которой составляется акт, впоследствии направляемый в налоговый орган по месту нахождения вновь созданной в результате реорганизации компании.

С момента государственной регистрации правопреемников предприятия реорганизация признается завершенной.

Не навреди

Реорганизация не препятствует проведению повторных выездных проверок, поэтому она не может рассматриваться как способ избежания налоговых проблем. Следует помнить, что перевод фирмы под юрисдикцию другой инспекции повышает их вероятность.

Дело в том, что неоднократное снятие и постановка на учет в связи с изменением места нахождения, так называемая «миграция» между налоговыми органами, приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 закреплена в качестве одного из критериев оценки рисков для налогоплательщиков, используемых инспекторами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок. Таким образом, реорганизация не снимает проблем с уплатой налогов.

Как показывает практика, реорганизация — достаточно сложная и ресурсоемкая процедура. Поэтому ее проведение не может осуществляться только силами кадровой и бухгалтерской службы предприятия, а если предусматривается образование новых юридических лиц, то, как нам представляется, без участия опытных юристов обойтись никак нельзя. Стоит даже подумать о том, чтобы поручить правовое сопровождение реорганизации отдельной юридической фирме.

комментарий

Ведущий юрист департамента правового консультирования ЗАО «АКГ “РБС”» Андрей Петров:

— Реорганизация является одной из возможных правовых «оболочек» для осуществления бизнес-процессов по консолидации активов и выделению отдельных направлений бизнеса, в том числе для продажи. При выборе правового способа реализации бизнес-инициатив с реорганизацией конкурируют такие варианты, как приобретение активов путем совершения ряда гражданско-правовых сделок (при укрупнении) или внесение имущественного комплекса в учреждаемое дочернее общество (при выделении активов).

К числу правовых преимуществ реорганизации можно отнести возможность передачи лицензий от одной бизнес-единицы к другой. Это иногда является очень существенным фактором, например, при выделении активов в самостоятельный бизнес, осуществляющий лицензируемую деятельность. К плюсам реорганизации также относится возможность сохранить договорные отношения с контрагентами и клиентами компании без получения их согласия на передачу прав и обязанностей иному лицу (принцип универсального правопреемства).

В то же время проведение реорганизации обременено рядом существенных негативных последствий. Помимо повторной налоговой проверки (п.  11 ст. 89 НК), это риски предъявления кредиторами требований о досрочном исполнении обязательств (п.  2 ст. 60 ГК), а акционерами, голосовавшими против реорганизации — требований о выкупе акций (ст. 75 ФЗ «Об акционерных обществах»). Учитывая разворачивающийся финансовый кризис, такие риски могут вообще заставить компанию отказаться от проведения реорганизации.

Таким образом, решение о способах реструктуризации бизнеса следует принимать на основе сопоставительного анализа возможных правовых конструкций, при необходимости используя такие специальные методики, как SWOT-анализ.

Иван Кузьмин

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.