Организации могут лишиться «живых» рекламных щитов

Организации могут лишиться «живых» рекламных щитов

07.03.2008 распечатать

Вопросами рынка услуг по распространению рекламы теперь займется специальный Консультативный совет при Федеральной антимонопольной службе. Появление новой структуры поможет лучше контролировать рекламную сферу. Это особенно актуально на фоне растущего потока жалоб на нарушение законодательства со стороны организаций.

Безнравственная реклама

Консультативный совет по вопросам функционирования рынка услуг по распространению рекламы при ФАС был создан на основании ведомственного приказа от 24 января 2008 г. № 11. В состав нового органа вошли представители Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и некоммерческое партнерство «РусБренд». Вполне возможно, что в обязанности Консультативного совета войдут не только вопросы ценообразования, но и контроль рекламного рынка. Повышенный интерес чиновников к данной сфере вызван ростом количества жалоб на некачественную и недостоверную рекламу.

Например, накануне в Комитет по рекламе города Москвы от Центра социально-трудовых прав поступило обращение с просьбой решить проблему с использованием людей в качестве «живых» рекламных щитов. Встретить их можно практически во всех местах массового скопления людей — с рекламными плакатами на плечах или, в частности, в костюмах мобильных телефонов.

В своем обращении правозащитники сослались на часть 6 статьи 5 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которой не допускается использование непристойных и оскорбительных образов в рекламе. По мнению правозащитников, использование людей в качестве носителей для штендеров (переносной рекламной конструкции) выглядит безнравственно и цинично, и поэтому всецело подпадает под действие указанной строки закона. В Центре социально-трудовых прав утверждают, что денежная выгода компании не должна строиться на притеснении работников, как это выглядит в случаях с «живой» рекламой.

Финансовый вопрос

В выборе средства продвижения своей продукции или услуг компании все чаще предпочитают использовать человека в специальном костюме, порой очень нелепом. А выгода «живой» рекламы очевидна. Например, регистрация штендеров около метро в пределах Центрального административного округа столицы обходится организациям минимум в 31 тысячу рублей. Более того, такой рекламный щит можно устанавливать максимум в 5 метрах от входа в офис компании и строго в часы ее работы. И если у организации нет помещения, расположенного рядом с метро, то ни за какие деньги такое рекламное место зарегистрировать не удастся, говорит юрист Центра социально-трудовых прав Галина Енютина:

— Чиновники этого сделать не дадут. Поэтому получается, что поставить туда человека с рекламным плакатом можно, а официально получить место для штендера — нет.

Если же организация все-таки решит приобрести право на размещение щита, ей придется купить или снять помещение рядом с метро за крупную сумму денег. Издержки в этом случае получаются безумные и, естественно, покупка автоматически становится невыгодной для компании. Выходит, что найм людей в качестве «живого» рекламного щита — это способ обойти закон и получить выгоду, считает Галина Енютина:

— Использование людей в качестве рекламного носителя было найдено как лазейка в законодательстве. Это экономит средства организации и приносит ей колоссальную прибыль. Железо оказывается дороже, чем человек. «Живой» рекламный щит — способ пиарить продукцию, не регистрируя право на рекламное место. Финансовые затраты при использовании человека-стенда оказываются значительно меньше расходов на любые другие рекламные способы. Зарплата людей, дежурящих у метро со щитом на плечах, составляет от 150 до 300 долларов в месяц. Несколько дороже организациям обходятся работники, раздающие рекламные листовки, и люди, облаченные в специальную униформу. Их ежедневный оклад равен 600 рублям.

Напрасные усилия

Однако не только финансовые затраты являются определяющими в выборе фирмой рекламного носителя. Несмотря на то что сегодня существует масса возможностей продвигать товар, компании уверенно идут по пути экономии усилий, констатирует ведущий специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав Петр Бизюков:

— Нет ничего проще, чем нанять студента, который согласится походить возле метро с рекламным плакатом на спине. Зачем в этом случае думать о продвижении своей организации в интернете, средствах массовой информации, на телевидении и т. д.? Ведь человек в костюме мобильного телефона привлекает внимание покупателей и зазывает их приобрести товар именно этой фирмы. Поэтому, даже если компания нанимает работника с целью использования его в качестве «живого» рекламного щита, она делает это если не ради финансовой выгоды, то точно из экономии усилий.

С подобным утверждением согласны и участники рынка. Чтобы заинтересовать клиента любой рекламой, кроме «живой», необходимо потратить много времени и сил, считает рекламный агент компании «PR-редакция» Владимир Куралесников:

— Понадобится заключить договор на размещение, создать качественное оформление. Но самое главное — отследить, чтобы придуманная реклама не противоречила закону, ведь за это предусмотрена административная ответственность. В использовании «живого» рекламного щита все гораздо проще: быстренько создал зазывающий плакат, нанял человека и отправил рекламировать. А об ответственности будут думать потом, сначала пусть докажут нарушение.

Дитя рекламы

В 2005 году в американском городе Хартфорд родилась девочка, которой дали имя GoldenPalace.com. Дело в том, что мать ребенка продала на аукционных торгах право дать имя своей дочери интернет-казино GoldenPalace за 15 100 долларов, когда малышки еще не было на свете. Владельцы сайта назвали дело своих рук «креативным изобретением» вечной рекламы, однако многие люди посчитали, что произошел опасный прецедент — новорожденный ребенок был, по сути, продан в рекламное рабство. Внимание к проблеме проявили и некоторые американские сенаторы, которые заявили о намерении разработать законопроект, запрещающий такого рода «креатив». Однако его появления в штате Коннектикут ждут до сих пор.

Рабский труд?

По мнению специалистов, на низком уровне находятся и условия труда «носителей рекламы». Например, около ресторана «Му-му» у станции метро Новослободская в нейлоновом костюме коровы летом целыми днями работал человек. И это при том, что летом, мягко говоря, жарко, посетовала Галина Енютина:

— И где, спрашивается, забота о собственном сотруднике? Выход, конечно, есть: корову можно сделать надувной и разместить рядом с офисом, но все опять упирается в финансовый вопрос и значительные усилия. В результате страдает человек, который пытается заработать себе на жизнь.

Кроме того, «живой» рекламный щит — зачастую сотрудник, который не заключает с компанией никаких договоров и не числится в штате организации. Но он несет полную материальную ответственность за сохранность костюма или рекламного щита, который ему выделяет фирма. При этом сама компания не связана по отношению к нему никакими обязательствами. И если человек заболевает в результате переохлаждения зимой, никакого больничного ему ждать не приходится — организация просто найдет человеку замену, уверяет главный бухгалтер фирмы «Строй-ТРЕСТ» Валентина Сидоркина.

Таким образом, использование людей в качестве «живой» рекламы нарушает нормы законодательства. В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса, работа — это личное выполнение человеком трудовой функции в соответствии с полученной профессией или специальностью с указанием квалификации. Трудовое законодательство не предусматривает право работодателя использовать человека в качестве «рекламного столба». Более того, существование «живого» рекламного щита оскорбляет человека как личность, считают в Центре социально-трудовых прав. Такая работа является унизительной, убеждена Галина Енютина:

— Во всем мире есть сферы, в которых считается недопустимым использование людей. Хотя, например, в некоторых случаях можно привести много рациональных доводов, почему это необходимо. Но ведь запрещено! Почему тогда использование «живого» рекламного щита разрешено?

Осознанное решение

Предприниматели недовольны попыткой регулирования данной деятельности и возражениями общественников. Они уверены, что люди, которые трудятся на них в качестве «живых» рекламных щитов, были вольны в выборе работы. Поэтому и претензий быть просто не должно, ведь никого насильно не заставляют носить на себе «плакаты», говорит генеральный директор предприятия «Русская столовая» Константин Подрядский:

— Мы честно рассказываем людям, в чем будет заключаться их работа. Каждый имеет право зарабатывать так, как может, если это не противоречит закону. И пусть это на чей-то взгляд не совсем гуманно, но что не запрещено законом, то разрешено.

По признанию одного из владельцев компании, использующей «живую» рекламу, если право на использование таких носителей будет ограничено, его организация обратится в суд и попытается оспорить законность такого запрета. И если чиновники прекратят практику использования людей в качестве «щитов», возможно, компании начнут искать новые недорогие способы рекламы товаров и услуг.

Мария Дудко

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...