«Оправдание» расходов на фирменные секреты

«Оправдание» расходов на фирменные секреты

14.03.2007 распечатать

Порой продвижение компании на рынке происходит благодаря острому уму сотрудников, их новаторским идеям и концепциям. Именно поэтому стоит позаботиться о сохранности таких, своего рода «нематериальных активов». Расходы на обеспечение «заслона» для коммерческой тайны в любом случае не будут выброшенными на ветер деньгами. Тем более если в учетной политике есть оговорка об их безболезненном списании.

Утечка информации

Компании, столкнувшиеся с недобросовестностью собственных работников, подчас несут немалые убытки. К примеру, некая фирма "Альфа" занималась разработкой идеи нового рекламного проекта своей продукции. На него были затрачены большие ресурсы, акция обещала принести немалую прибыль, и основной расчет приходился именно на уникальность идеи. Практически на завершающем этапе один из специалистов увольняется и переходит на службу в конкурирующую организацию "Дельта", передав все идеи новому руководителю. В то время как проект "Альфы" только близился к завершению, "Дельта" уже вовсю начала рекламную акцию своего товара. В основе этой программы лежала идея "Альфы". Реализовав в последствии свой проект после конкурента, она не получила ожидаемой прибыли, более того — понесла колоссальные убытки. После некоего собственного "расследования" организация "Альфа" установила, что информацию конкурентам передал уволившийся сотрудник. Естественно, компания была намерена заставить "перебежчика" отвечать за свои поступки. Однако тут возник вопрос: может ли она предъявлять какие-либо претензии горе-сотруднику и "Дельте" в том, что идея была украдена, и каким образом она может это доказать?

Тяжелое положение "Альфы" усугублялось еще и тем, что для реализации нового проекта ей пришлось привлечь внешнее финансирование, и она обязана была расплатиться с инвестором, требовавшим вернуть вложенные им средства. Подобные ситуации, к сожалению, уже не редкость, поэтому у специалистов сложилось определенное мнение на этот счет. Остановимся на некоторых аспектах этого явления.

Защита для коммерческой тайны

Идеи по поводу новой рекламной программы, по сути, являются служебным произведением компании (в рассматриваемом случае "Альфы"). Согласно законодательству об авторских правах (если в договоре между фирмой и сотрудником не предусмотрено иное) исключительное право на использование идеи принадлежит работодателю. В итоге, напрашивается вывод, что компания "Дельта" посягает на права, принадлежащие компании "Альфа". В таких случаях предусмотрены гражданско-правовые способы защиты авторского права, а также возможность их обладателя требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.

С другой стороны, доказать в суде факт нарушения прав компании "Альфа" будет довольно сложно, но реально. Прежде всего, ей понадобится подтверждение, что по трудовому договору именно горе-сотрудник нес обязанность по разработке рекламных проектов. Помимо прочего потерпевшей организации потребуется экспертиза, которая определит степень схожести ее рекламного проекта с разработанным в компании "Дельта".

Судьба иска о возмещении ущерба от действий "перебежчика" в основном зависит от того, обеспечивало ли руководство режим коммерческой тайны. Суть его заключается в том, что работодатель обязан под расписку ознакомить работника с перечнем данных, которые составляют коммерческую тайну. Эксперты журнала "Консультант" отмечают, что если фирма "Альфа" не предпринимала подобных действий, то привлечь сотрудника к ответственности за утечку информации будет невозможно. Предъявить претензии компании-конкуренту, которая купила краденое, в таком случае также не удастся.

Что касается инвесторов, то с ними можно только попробовать договориться, добиться понимания и соучастия. Ведь кража интеллектуальной собственности в понятие "форс-мажор" не входит.

Грубая ошибка

Многие специалисты уверены, что кроме юридической стороны при рассмотрении данной проблемы стоит обратить внимание на ошибки, которые были допущены в области управления человеческим, или кадровым, капиталом.

Естественно, фирма заинтересована в сотруднике, который приходит с новыми идеями, знаниями, навыками, интересами и устремлениями. Однако ни одна организация не застрахована от того, что такой ценный работник в один прекрасный день может написать заявление об увольнении и покинуть компанию вместе со всем перечисленным. Во избежание этого необходимо организовать работу с персоналом таким образом, чтобы сотрудники не разносили компанию по частям. Анализируя рассматриваемый случай, можно сделать вывод, что в фирме "Альфа" посчитали вопрос налаживания грамотной работы с сотрудниками менее актуальным, нежели привлечение их к ответственности. Организациям не стоит забывать о том, что помимо умной головы у каждого сотрудника есть еще и другие человеческие качества, необходимо ценить не только знания работника, но и его самого как личность. В конце концов каждый сам волен выбирать, какой фирме "доверять" свои навыки и умения. Компании в свою очередь следует построить работу персонала таким образом, чтобы стать для сотрудника лучшим работодателем.

Предупредительные меры

Некоторые специалисты убеждены, что решить подобный вопрос законными способами маловероятно. Поэтому все силы компании необходимо направить на предотвращение утечки информации в дальнейшем. В первую очередь следует создать максимальные условия для невозможности раскрытия секретной информации, ввести на фирме режим коммерческой тайны. Для того чтобы выбранный способ защиты коммерческих секретов был наиболее эффективен, лучше обратиться к профессионалам в области корпоративной безопасности. Они не только грамотно оформят документы с учетом всех договорных тонкостей, но и организуют систему обмена информацией на самом предприятии. Однако при введении "тайного" режима нужно все-таки оставить некую свободу действий персоналу. Иначе при осознании тотального контроля сотрудник вполне может начать работать менее эффективно, а в худшем случае задуматься о смене места работы, прихватив пару-тройку "секретов" в качестве компенсации.

Плюс ко всему можно разработать ряд оперативных мероприятий, направленных на сдерживание и ограничение недобросовестного сотрудника. Вместе с тем эта процедура требует детального изучения объекта, выявления его слабых сторон и поиска путей влияния.

В. Андронова, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"

В статье использованы фото с сайта freepik.com

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.