Обязательный аудит

Обязательный аудит

10.03.2011 распечатать

В России зарегистрировано более 4 миллионов юридических лиц. Часть из них подлежит обязательному ежегодному аудиту. Юрист юридической компании «Налоговик» Дина Сверчкова рассказывает о том, какие именно компании должны пригласить к себе независимого специалиста по проверке деятельности организации.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены Законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Его мы вместе и прочтем, остановившись на часто встречающихся вопросах: «Кому нужен аудит?», «Можно ли избежать обязательного аудита?», «И так ли это необходимо?».

Законная обязанность

Перечень случаев, когда аудиторская проверка обязательна, поименован в пункте 1 статьи 5 Закона № 307-ФЗ. Обратите внимание! Новая редакция этой статьи действует с отчетности за 2010 год (см. Закон от 28 декабря 2010 г. № 400-ФЗ). Перечень случаев, когда необходимо проведение обязательного аудита, значительно расширен.

Когда ежегодный аудит обязателен? Приводим эти основания:

  • для организаций с организационно-правовой формой «открытое акционерное общество» (ОАО);
  • для организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • для организаций – профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых компаний, клиринговых организаций, обществ взаимного страхования, товарных, валютных или фондовых бирж, негосударственных пенсионных или иных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерного инвестиционного фонда и т. д.

Остальные организации (кроме органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) подпадают под обязательный аудит в следующих случаях:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • организация за предшествующий отчетному году период в 12 месяцев получила выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) свыше 400 млн рублей (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • активы бухгалтерского баланса на конец года, предшествовавшего отчетному, перевалили отметку в 60 млн рублей (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий).

Обязанность проводить обязательный аудит для некоторых организаций предусмотрена не только Законом 307-ФЗ. Например, бухгалтерская отчетность эмитента ценных бумаг требует приложения аудиторского заключения в отношении указанной отчетности в соответствии с пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ.

аудитСанкции за нарушение

Итак, в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны иметь в составе отчетности и представлять в налоговые органы аудиторское заключение. Если фирма не проводила обязательный аудит, ей грозит налоговая и административная ответственность. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность представляется в налоговые органы в течение 90 дней по окончании года. Аудиторское заключение, как часть бухгалтерской отчетности для организаций, подлежащих обязательному аудиту, должно быть представлено в этот же срок. При нарушении его может быть наложен штраф в размере 200 рублей за каждый не представленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Кроме того, к должностным лицам организации может быть применено наказание в виде административного штрафа на сумму от 300 до 500 рублей на основании абзаца 4 части 3 статьи 23.1, части 1 статьи 15.6 КоАП РФ. При этом обязанность представить аудиторское заключение за организацией сохраняется даже после уплаты административного штрафа (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Практикующие бухгалтеры утверждают, что налоговый орган без аудиторского заключения может отказать в приеме отчетности. При этом в случае отказа налогоплательщик может воспользоваться своим законным правом и отправить отчетность адресату почтовым отправлением с описью вложения (п. 5 ст. 15 Закона № 129-ФЗ). Кроме того, отказ пользователя бухгалтерской отчетности в ее приеме неправомерен исходя из норм того же пункта.

Тем не менее, в пункте 4 постановления Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П содержится вывод о том, что аудиторское заключение должно быть представлено в составе годовой бухгалтерской отчетности и одновременно с ней, поскольку является обязательным элементом бухгалтерской отчетности. Без аудиторского заключения отчетность не может быть признана достоверной.

Бдительность не помешает

Остановимся на случаях, когда организация не подлежит обязательному аудиту, а вот инициативный аудит провести не помешало бы для собственного блага, отбросив жадность, как не лучшую советчицу в бизнесе. Аудиторское заключение пригодится в следующих случаях:

  • если в организации производится смена собственников и (или) директора;
  • компания продается как имущественный комплекс;
  • требуется проверить состояние бухгалтерского учета и помочь работе финансовых служб, в особенности, если фирма пользуется схемами оптимизации налогообложения;
  • при привлечении значительных кредитных средств или новых партнеров и инвесторов.

Нелишним будет отметить, что инициировать аудиторскую проверку следует лишь тогда, когда «игра стоит свеч», в противном случае оплата услуг аудиторов может оказаться ненужной тратой.

Выбираем аудитора

Обязательную аудиторскую проверку в отношении большинства организаций могут проводить и аудиторские организации, и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Правда в законе оговорен перечень компаний, аудиторскую проверку деятельности которых могут осуществлять только аудиторские фирмы. Это организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. В этом же перечне кредитные, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации с долей государственной собственности в уставном капитале не менее 25 процентов. Индивидуальные аудиторы не вправе проверить и деятельность государственных корпораций и компаний, а также организаций, формирующих консолидированную отчетность. Такой вывод сделан исходя из норм пункта 3 статьи 5 Закона № 307-ФЗ.

Чтобы правильно выбрать аудиторскую компанию, необходимо убедиться в ее членстве в одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Попросите у будущей проверяющей компании документы, подтверждающие их членство в СРО. Сверьте данные представленных бумаг с данными о реестре аудиторов и аудиторских организаций – членов саморегулируемых аудиторских организаций, размещенными на сайте www1.minfin.ru/ru/accounting/reestr_audit/infocontrol/

С 1 января 2010 года аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги (п. 2 ст. 23 Закона № 307-ФЗ).

В законе определены и те организации, для проведения аудиторской проверки которых нужно выполнение определенных условий (п. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ). Так, договор на проведение обязательного аудита некоторых организаций может заключаться только по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса. Это касается государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций и компаний, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов. Порядок проведения торгов в форме открытого конкурса установлен Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.