О счетах-фактурах, налоге на прибыль и письмах Минфина
13.11.2006 распечататьОрганизация бухгалтерского и налогового учета. Оформление “первички” и счетов-фактур. Расчет облагаемой прибыли. Вот лишь несколько наиболее злободневных тем, которые волнуют каждого бухгалтера. Дать разъяснения по этим и многим другим вопросам мы попросили заместителя руководителя департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Иванеева Александра Игоревича. Ведь именно за его подписью выходит большинство официальных разъяснений главного финансового ведомства.
– Здравствуйте, Александр Игоревич. Не могли бы вы ответить на некоторые вопросы наших читателей?
Конечно. С большим удовольствием.
– Наибольшее количество вопросов связано с оформлением счетов-фактур. Вот один из них. Фирма “А” хранит свой товар на складе фирмы “В”. Конечным покупателям товар отгружает фирма “В” со своего склада. Какая организация должна быть указана в счете-фактуре в графе “Грузоотправитель”? Кто должен выписывать счет?
Счет-фактуру должна выписать организация – продавец товара. В вашем случае это фирма “А”. В графе “Грузоотправитель” нужно указать реквизиты той организации, которая фактически отгружает товар. Это будет фирма “В”.
– А можно ли принимать к вычету налог, если в счетах-фактурах поставщиков указан не юридический, а фактический адрес?
Я бы не советовал. Дело в том, что в счете-фактуре отражают тот адрес, который записан в учредительных документах фирмы. А, как вы понимаете, это именно юридический адрес. Если это не так, то считается, что счет-фактура оформлен неверно. Поэтому и принимать к вычету входной налог по нему нельзя.
– И как же быть в такой ситуации?
Очень просто. Нужно вернуть счета-фактуры поставщикам, чтобы они их исправили.
– Предположим, что эти фирмы уже ликвидированы. Что делать в данном случае?
Тогда вам придется отказаться от вычета по налогу. Другого варианта я не вижу. Исправить счет самостоятельно вы не имеете права.
– Еще один вопрос. Фирма-продавец заключила договор поставки, и цена товара в нем установлена в евро. Товар должен быть оплачен по курсу на день перечисления денег покупателем. Исходя из какого курса нужно выписывать счет: на дату отгрузки товара или на дату оформления счета?
У большинства фирм эти даты совпадают. Хотя счет-фактура и может быть оформлен через пять дней после отгрузки. Оптимальный вариант – выписать счет также в евро. Тем более что Налоговый кодекс это позволяет. Тогда не придется ломать голову над курсами.
– А если фирма-продавец получила 100-процентную предоплату?
Тогда еще проще. Счет можно выписать в рублях по тому курсу, который действовал на дату перечисления денег. То есть в нем вы укажете ту сумму, которая поступила на расчетный счет или в кассу продавца.
– Фирма-комитент продает товар через посредника-комиссионера. В какой момент нужно выписать счет-фактуру?
Не позднее пяти дней после отгрузки товаров либо комиссионеру, либо конечному покупателю. Если товар отгружает покупателям посредник (т. е. комиссионер), то счет выписывают на него. Причем комиссионер регистрировать этот документ в Книге покупок не должен. Его задача – перевыставить счет покупателю. Сделать это нужно также в пятидневный срок с момента передачи ему товара.
– Фирма выставила счет-фактуру с ошибкой. В результате завышена сумма НДС к уплате в бюджет. Можно ли в том периоде, когда была обнаружена ошибка, просто занизить сумму налога к начислению?
Нет, нельзя. Налоговый кодекс устанавливает четкие правила исправления ошибок. Вам следует внести изменения именно в том периоде, в котором был неправильно выписан счет-фактура. Например, фирма платит НДС помесячно. Ошибка была допущена в июне, а обнаружена в сентябре. Исправления вносят в июнь.
– Организация недоплатила НДС. Нужно ли нам самостоятельно рассчитать пени за задержку в перечислении, или это сделает налоговая инспекция?
Желательно. Дело в том, что вас не оштрафуют за недоплату налога, если будут выполнены несколько условий, установленных Налоговым кодексом. В частности, фирма погасит недоимку и заплатит пени. Сумму пеней вы должны посчитать самостоятельно и перечислить ее в бюджет одновременно с налоговым платежом.
–Нужно ли разделять данные налогового учета по экспортным и обычным операциям?
Не нужно. Налоговый учет ведут исключительно для расчета налога на прибыль. Причем законодательство по этому налогу требует раздельного учета доходов и расходов только по тем видам деятельности, доходы от которых облагают налогом по разным ставкам. Прибыль по внешнеэкономической деятельности облагают налогом по обычной 24-процентной ставке. Поэтому вести раздельный учет доходов и расходов при расчете налога на прибыль не обязательно.
– В Минфине много говорили о сближении бухгалтерского и налогового учета. Однако на практике такого сближения не происходит. Например, по правилам налогового учета к основным средствам не относят имущество стоимостью до 10 000 рублей. А для бухучета Минфин увеличил этот лимит в 2 раза. Так будут сближаться два учета или нет?
Безусловно, будут и сближаются. Начнем с того, что в бухучете 20 000 рублей – максимальная сумма лимита. Фирма вправе ее уменьшить хоть до 1 рубля. Или определить эту сумму в том же размере, что и в налоговом учете (т. е. в сумме 10 000 рублей). Кроме того, сближение происходит в результате изменения не только правил бухгалтерского, но и налогового учета. Например, с 2006 года из Налогового кодекса убрали жесткие правила расчета “незавершенки”. Теперь стоимость незавершенного производства можно считать в том порядке, который определен учетной политикой фирмы.
– Возможно ли, что в будущем правила бухгалтерского и налогового учета будут одинаковы?
Вряд ли. У этих учетов совершенно разные цели и задачи. Бухучет нужен для того, чтобы показать реальное финансовое положение дел на фирме. Налоговый учет к этому не имеет никакого отношения. Его основная задача – правильно сформировать налогооблагаемую прибыль. Поэтому как сейчас, так и в будущем разница между двумя учетами все равно останется.
– Зачастую Минфин дает противоположные ответы на одни и те же вопросы. Как вы можете это объяснить?
Нужно понимать, что на некоторые вопросы ответов просто нет. Поэтому мы вынуждены высказывать лишь свое мнение. А оно со временем может и поменяться. Например, если складывается арбитражная практика по тому или иному вопросу, которая противоречит нашим разъяснениям. Не обращать на это внимания и настаивать на своем с нашей стороны было бы глупо.
– Почему же тогда вы не отменяете свои прежние письма?
Отменить можно нормативно-правовой документ. Разъяснения нашего ведомства по частным вопросам к ним не относят. Наши письма не должны официально публиковаться и проходить регистрацию в Минюсте. Это лишь конкретные ответы на конкретные запросы. Отмене они не подлежат.
– Как быть бухгалтеру, если у него есть два противоречащих друг другу разъяснения? Каким из них нужно руководствоваться?
Наиболее поздним. Ведь следует учитывать, что налоговые законы меняются довольно часто. И если, например, те или иные расходы можно было учесть при налогообложении в 2003 году, то в 2006 уже нет. Наши разъяснения попросту устаревают. К слову сказать, бухгалтер вообще может не руководствоваться этими письмами, а поступать так, как он сам считает нужным. Это его право.
– Получается, что они не нужны?
Если нам задают вопросы, а мы на них отвечаем, получается, что нужны. В этих документах мы высказываем официальную точку зрения министерства на ту или иную проблему.
– Как известно, с 1 января 2007 года вступят в силу поправки в Налоговый кодекс. В результате любое разъяснение вашего ведомства освободит фирму от ответственности, если они направлены именно ей. Вы не боитесь, что Минфин забросают вопросами?
Нет, не боюсь. У нас их и сейчас очень много. Наша задача – ответить на все вопросы, которые были получены. Как мы это будем делать – уже наши проблемы. Налогоплательщиков они не касаются. Мы сейчас занимаемся решением этого вопроса. И будем стараться отвечать на каждый запрос, поступивший от предприятий.
– А могут ли другие фирмы ими руководствоваться?
Могут. Еще раз повторюсь: наши письма – официальная точка зрения министерства по какой-либо проблеме. От налоговой ответственности они другую фирму не избавят. Но знать позицию Минфина, я считаю, полезно и нужно. Предупрежден, значит, вооружен.
– Большое вам спасибо, Александр Игоревич.
Не за что. Я всегда рад сотрудничеству с вашим журналом.
Интервью подготовила специалист по внешним связям “НА” Э.Б. Ульянова
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com