Нравственность сделки под судейским прицелом

Нравственность сделки под судейским прицелом

06.11.2008 распечатать

Признание сделки недействительной может доставить заключившим ее сторонам немало хлопот. Причем тяжесть последствий зависит от того, по каким именно основаниям контракт был признан таковым. В частности, если сделка считается недействительной по причине ее совершения с целью, противоречащей основам правопорядка и нравственности, то передаваемые по ней средства должны перейти в доход государства. Как правильно квалифицировать подобные сделки и наказать их инициаторов, в очередной раз поведал Высший Арбитражный Суд.

Антисоциальные сделки

Согласно положениям статьи 166 Гражданского кодекса, сделка может быть признана недействительной, если она является ничтожной, либо по решению суда, когда речь заходит об оспариваемых сделках. При этом, согласно той же законодательной норме, договоренность иногда считается недействительной лишь на основаниях, поименованных в Гражданском кодексе. Одним из таковых является совершение сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК).

В принципе, никаких серьезных юридических последствий определения сделки как недействительной нет (п. 1 ст. 167 ГК). Разумеется, за исключением тех моментов, с которыми связано признание ее таковой. Например, невозможность учесть расходы по данным контрактам при налогообложении прибыли.

Что же касается сделок, осуществляемых с антисоциальной целью, то последствия признания их недействительными куда более тяжкие. В частности, если окажется, что у обеих сторон контракта был умысел заключить антисоциальную сделку, то все полученное по ней должно перейти в доход государственной казны. Перспективы, согласитесь, малопривлекательные.

Дабы не попасть под действие регулирующих последствия данной сделки норм, нужно разобраться, что именно следует называть сделкой, осуществляемой с целью, противоречащей основам правопорядка или нравственности. Так, например, до недавнего времени считалось, что к антисоциальным и безнравственным относятся даже те договоренности, которые направлены на неуплату налогов (подобная позиция была продиктована трактовками определения Конституционного Суда от 8 июня 2004 г. № 226-О).

Разрешить возникшие противоречия взялся пленум Высшего Арбитражного Суда (постановление от 10 апреля 2008 г. № 22 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации»; далее — Постановление № 22). Примечательно, что данного комментария «высших» судей оказалось недостаточно, в связи с чем 4 августа в свет вышло еще и разъяснение ВАС, посвященное некоторым вопросам, возникшим при толковании указанного постановления.

Сфера применения

Прежде всего арбитры обратили внимание, что в качестве сделок, совершенных с антисоциальной целью, могут быть квалифицированы те договоренности, которые не просто не соответствуют требованиям закона или иных правовых актов, а нарушают основополагающие начала российского правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои. В качестве таковых, например, может выступать производство и продажа оружия, боеприпасов, наркотических средств, другой продукции, обладающей свойствами, опасными для жизни и здоровья граждан. Кроме того, антисоциальными и безнравственными были признаны производство, изготовление и распространение литературы, пропагандирующей войну, национальную, расовую или религиозную вражду. Не вызвало симпатии у служителей Фемиды и изготовление или сбыт поддельных документов и ценных бумаг.

При этом высший арбитраж указал, что цель сделки может быть признана заведомо противной основам правопорядка и нравственности только в том случае, если наличие умысла на это хотя бы у одной из сторон будет установлено в ходе судебного разбирательства (п. 1 Постановления № 22).

Прикрытие другими контрактами

Далее судьи ВАС обратили внимание на то, что сделки, заведомо осуществляемые с антисоциальными и безнравственными целями, могут «прикрываться» вполне законными контрактами. В подобных ситуациях возникает дилемма — на каком из оснований признавать подобные сделки недействительными.

Согласно разъяснениям Пленума ВАС, «безнравственную» прикрываемую сделку следует квалифицировать как недействительную по статье 169 Кодекса. Что же касается норм статьи 170 ГК, признающей недействительными притворные сделки, то она будет распространяться на ту договоренность, которой предприимчивые дельцы пытались «прикрыть» антисоциальную (п. 2 Постановления № 22).

Интересное замечание было сделано служителями Фемиды и в отношении сделок с заинтересованными лицами, отдельными кредиторами и тому подобными лица, которое знает о грозящем ему банкротстве. По мнению судей, заключение подобных договоренностей само по себе не является основанием для квалификации их как ничтожных в соответствии со статьей 169 Кодекса. Спорность таких сделок должна оцениваться на основаниях, установленных специальными актами (Законом «О несостоятельности (банкротстве)» и Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Иначе примененные к данным договоренностям последствия недействительности сделки (взыскание полученного по сделке в доход госказны) будет нарушать интересы кредиторов должника.

Налоговый резонанс

Пожалуй, самым значимым для налогоплательщиков событием, связанным с выходом в свет Постановления № 22, является утверждение арбитров ВАС, что у налоговиков нет оснований для применения последствий недействительности сделки, предусмотренных статьей 169 Гражданского кодекса в случаях, когда целью договоренности было уклонение от налогов.

Подобное заявление вызвало широкий резонанс в деловых кругах и юридическом сообществе. В результате «высшие» арбитры были вынуждены дать разъяснение, в котором фактически продублировали высказанное ранее мнение.

Мария Лоскутова

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.