Новый закон о бухучете: подробно о главном

23.01.2012 распечатать

В российском административно-бюрократическом лексиконе прочно укоренилось, может, и не слишком удачное с лингвистической точки зрения, но говорящее само за себя словосочетание «законодательный долгострой». Хрестоматийный пример — объект капстроительства под названием «Федеральный закон № 402-ФЗ ''О бухгалтерском учете''» (далее – Закон № 402-ФЗ), сданный в эксплуатацию 6 декабря 2011 года. Самое время насладиться прелестями его архитектуры.

Осознание того, что проще и дешевле возвести новое здание, чем реконструировать старое, пришло к представителям Минфина, если не изменяет память, еще в 2005 году. Работа закипела. Было объявлено, что Закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» абсолютно не соответствует новым реалиям и доживает последние дни. Ну а дальше – как водится: то проектировщики чего-то там перемудрят, то смету пересматривают, то цемент с кирпичом не подвезли. В результате последние дни растянулись почти на семь лет. В июне 2010 года уже сложно сказать какой по счету вариант законопроекта наконец-то был внесен в Госдуму «с целью устранения устаревших норм и положений, а также восполнения имеющихся пробелов в правовом регулировании бухгалтерского учета». В первом чтении депутаты одобрили его только в феврале 2011-го, а дальше все вновь застопорилось. В конце ноября, перед парламентскими выборами, было объявлено, что в документе обнаружены настолько трудноустранимые противоречия, что разбираться с ними, по всей видимости, предстоит уже Госдуме нового созыва. Однако буквально через несколько дней после этого законопроект был в одночасье одобрен сразу во втором и третьем чтениях. Не исключено, что оперативность народных избранников может быть связана с прямым вмешательством Кремля. Вполне вероятно, что чудодейственный эффект вызвала адресованная депутатам (по другому, правда, поводу) рекомендация президента не тянуть зря время и «не упражняться в юридическом остроумии». Так или иначе, но трудноустранимые противоречия устранились как-то сами собой. Семилетняя эпопея завершилась очень буднично и тихо. Впрочем, оно и понятно: объект сдан, но заселяться новый храм бухучета будет еще не скоро – Закон № 402-ФЗ вступит в силу только с 1 января 2013 года. А пока все желающие могут неспешно побродить по его свежеотштукатуренным залам и кабинетам в экскурсионном, так, сказать, порядке.

«Подарок» для «упрощенцев»

Освобождение от ведения полноценного бухучета распространяется только на индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, применяющих специальные налоговые режимы, структурные подразделения иностранных организаций (при условии, что они ведут учет доходов и расходов, установленный налоговым законодательством). Все же остальные организации, в том числе и применяющие УСН, обязаны по новому закону вести полный бухучет. Поэтому они должны знать в совершенстве бухгалтерский учет не только по основным средствам и нематериальным активам, но и по всем остальным операциям на общих для всех юридических лиц основаниях. Таки образом, сфера действия закона может восприниматься «упрощенцами» чуть ли ни как «радиус поражения».

При создании информации, необходимой для составления отчетности для внутренних целей предприятия, т.е. в управленческом учете, и при составлении управленческой отчетности и при формировании отчетности, представляемой при получении кредита банковской организации в соответствии с ее требованиями, закон о бухучете может не применяться.

Тайное становится явным

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны. Тогда как сейчас на основании Закона № 129-ФЗ к коммерческой тайне относятся содержание и регистров бухгалтерского учета, и внутренней бухгалтерской отчетности (п. 4 ст. 10 Закона № 129-ФЗ).

Объекты бухучета

Объектами бухучета будут являться не привычные «хозяйственные операции», а «факты хозяйственной жизни»(сделки, события, операции, способные оказать влияние на финансовое положение компании), активы, обязательства, источники финансирования, доходы, расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами. Поправка вполне обоснованна, поскольку в бухучете отражаются операции, которые не являются операциями как таковыми. К примеру, отражение отложенных активов и обязательств, условных фактов хозяйственной деятельности и пр.

Главбух с «сертификатом соответствия»

Принять ведение бухучета на себя может лишь руководитель малой или средней компании. Босс крупной организации обязан возложить эти функции на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. В открытых акционерных обществах, страховых организациях, иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых биржах главбух или иное должностное лицо, ведущее бухгалтерский учет, должны отвечать следующим требованиям: 1) иметь высшее профессиональное образование; 2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет; не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики. Речь идет именно о последних местах работы, а не о стаже вообще. Если услуги бухучета оказывает юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор оказания услуг, то оно должно иметь не менее одного соответствующего перечисленным требованиям работника, с которым заключен трудовой договор.

Однако это не значит, что работодатели непременно выгонят со двора «некондиционных» главбухов, служащих им верой и правдой. Перечисленные требования не применяются в отношении лиц, по состоянию на дату вступления в силу нового федерального закона уже ведущих бухгалтерский учет в этих организациях.

Первоначального требования об обязательном членстве главбуха в одной из саморегулируемых организаций аудиторов из итоговой редакции документа исключили как излишнее, а вот положение об отсеивании кандидатов в главбухи с судимостью именно в сфере экономики почему-то оставили. Подчеркнуть, что кандидатов с судимостью за иные преступления, скажем, за убийство, работодатели должны брать на ответственную должность с распростертыми объятиями?

Разграничение полномочий

Сейчас бухотчетность должны подписывать руководитель и бухгалтер (в том числе главный). Согласно Закону № 402-ФЗ она будет считаться составленной после подписания ее руководителем (ИП, лицом, занимающимся частной практикой). Вообще, разграничение полномочий между руководителем организации и главным бухгалтером является очень важным моментом. Так, в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем и главным бухгалтером:

  • данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимает (или, наоборот, не принимает) главный бухгалтер к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
  • объект бухгалтерского учета отражает (не отражает) главный бухгалтер в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя, единолично несущего ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

В результате главный бухгалтер обязан подчиниться любому письменному распоряжению своего руководителя, так как именно он в первую очередь отвечает за достоверность данных бухучета и отчетности компании.

Частное мнение

Заслуженный экономист России, бывший заместитель руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина Игорь Ложников не склонен к крайностям и обобщениям. По его мнению, норма, разрешающая самостоятельное ведение бухучета руководителям не только малых, но и средних предприятий, является мертворожденной и не будет востребована вовсе: руководитель фирмы-«середняка», в которой трудится несколько сотен человек, всецело поглощен другими, производственными проблемами и просто физически не сможет совмещать несколько функций. Он полагает также, что в новом законе существенно и совершенно необоснованно снижена роль главбуха, потому что руководитель фирмы сможет подписывать какие угодно документы, минуя бухгалтерский контроль: «В законе есть статья, возлагающая ответственность на руководителя компании в том случае, если бухгалтер не согласен с его указаниями, но это не выход». Бывший сотрудник Минфина полагает, что в условиях тотальной коррупции необходимо стремиться к тому, чтобы обеспечить самостоятельность главбуха. Например, назначать и снимать его на выборной основе, по аналогии с назначением гендиректора АО.

Что касается возложения на «упрощенцев» обязанности по ведению бухучета, то г-н Ложников не склонен считать это какой-то особой немилостью по отношению к ним и уверен, что упрощенные способы ведения бухучета будут разработаны, а в самом законе они не прописаны исключительно потому, что документ не резиновый.

Первичное первично

Привычные всем альбомы унифицированных форм первичной учетной документации через годик можно будет сдать в макулатуру. Формы «первички» организациям разрешат разрабатывать самостоятельно. Утверждать их будет руководитель по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом первичный учетный документ может составляться как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Главное, чтобы он содержал обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности и подпись лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за правильность ее оформления, с указанием фамили и инициалов.

Принципиально важно, что в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

В верхнем регистре

Регистрам бухгалтерского учета, формы которых также утверждает руководитель по представлению лица, ведущего бухгалтерский учет, в законе уделено особое внимание. В них предусмотрены следующие обязательные реквизиты:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка фактов хозяйственной жизни;

5) величина денежного измерения фактов хозяйственной жизни с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.

Первичные учетные документы, регистры бухучета и финансовая отчетность будут храниться экономическим субъектом согласно правилам государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Состав бухотчетности

Значительно изменился состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Он теперь состоит только из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. В свою очередь годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. При этом состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора (бюджетных учреждений) устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством.

Инвентаризация по желанию

В отживающем свое Законе о бухучете № 129-ФЗ четко регламентированы случаи, когда организация должна проводить инвентаризацию: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями. В новом законе таких исчерпывающих формулировок нет. Сказано лишь, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются самой компанией, «за исключением обязательного проведения инвентаризации». Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Приступить к ликвидации

В законе детально рассмотрен порядок и особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации фирм. Последним отчетным годом для реорганизуемого юридического лица, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является «период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации». В свою очередь при реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, присоединяющегося к другой компании, является период с 1 января года, в котором внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения.

Подчеркнем, что последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

Отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи. При этом последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юрлица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом. Также последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Стандартизация и публичность

Одним из ключевых моментов закона является расширение видов применяемых в практике бухгалтерии стандартов: федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта. При этом федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, а рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

Система регулирования бухгалтерского учета будет основываться на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций, включая саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Частники будут разрабатывать стандарты, госорганы, соответственно, утверждать.

Главной особенностью порядкаразработки и утверждения федеральных стандартов бухучета является публичность в обсуждении проектов стандартов, в том числе и обязательное их размещение не только в печатных изданиях, но и в сети Интернет.

Так, разработчиком федерального стандарта может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. При этом в период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик не может отказать в приеме от заинтересованных лиц (то бишь от бухгалтеров и предпринимателей) замечаний в письменной форме. Он обязан составить их перечень и доработать проект уже с учетом «мнения большинства». Срок публичного обсуждения проекта федерального стандарта не может быть менее трех месяцев после дня опубликования указанного проекта в печатном издании. Доработанный проект федерального стандарта разработчик представляет в уполномоченный федеральный орган, организующий экспертизу этого проекта.

Для проведения экспертизы проектов будет образован комитет по стандартам бухгалтерского учета, состоящий из десяти представителей органов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности (из них не менее трех членов подлежат ротации один раз в три года) и пяти представителей органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Соотношение, в общем-то, неплохое, но... До утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухучета, предусмотренных настоящим законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до дня вступления в силу данного закона.

Мы строили, строили, и наконец постро...

Перефразируя поэта Маяковского, можно сказать, что любой закон – это не червонец, который нравится всем. Скажем, глава Комитета по бюджету и налогам Юрий Васильев от него просто в восторге. По его мнению, принятие закона позволит повысить качество и эффективность регулирования бухгалтерского учета, будет способствовать улучшению инвестиционного климата в РФ, развитию саморегулирования и т. д., и т. п.

Большинство же опрошенных «Мосбухом» бухгалтеров уже отметили «чрезмерную рамочность» детища Минфина. Попросту говоря, отсутствие четких определений и норм, а присутствие в основном лишь общих положений. То есть, вернувшись к аналогии «закон – здание», можно констатировать, что здание это, возводившееся в течение многих лет, все так же представляет собой лишь каркас без коммуникаций и внутренней отделки, мало пригодный для постоянного проживания. Поэтому справлять новоселье в нем рановато. По сути, принятие нового закона – это только начало реформ в области бухучета, за которым должно последовать утверждение новых федеральных и отраслевых стандартов, приходящих на смену действующим ПБУ. Плюсами нового закона можно признать: относительную открытость в принятии и обсуждении бухгалтерских стандартов; привлечение к формированию и обсуждению профессиональных стандартов саморегулируемых организаций предпринимателей, аудиторов, а также их ассоциаций и союзов, т.е. субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета; ориентация национальных стандартов на соответствующие международные документы; возможность утверждения внутренних стандартов фирм на основе федеральных и отраслевых бухгалтерских стандартов; самостоятельное утверждение форм первичных учетных документов и бухгалтерских регистров внутри организации. Безусловные (казалось бы) минусы: забюрократизированность процедуры принятия бухгалтерских стандартов и необходимость ведение полноценного бухучета (а не только учета нематериальных активов и основных средств) спецрежимниками. Что же до возможности ведения бухучета малым фирмами по упрощенным правилам, поскольку пока закон не содержит для них никаких поблажек, то она должна им быть предоставлена (об этом сказано в законе), вот только непонятно, как скоро. Так что не исключено, что упрощенная система налогообложения на какое-то время превратится в «усложненную» и утратит свою привлекательность.

Владимир Хвориков, Михаил Беспалов

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.