Новый вид отчетности перед ПФР

Новый вид отчетности перед ПФР

24.04.2009 распечатать

С начала 2009 года в полную силу заработала программа софинансирования дополнительных взносов на ОПС. В срок до 20 апреля работодателям, участвующим в данном мероприятии, придется в первый раз отчитываться о проделанной работе перед Пенсионным фондом.

Собираем документы

В настоящее время государство активно проводит социальную политику, направленную на улучшение жизни общества. С этой целью, в частности, был принят Закон от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ (далее — Закон № 56-ФЗ), в котором предусмотрена уплата дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Документ адресован как физическим лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (то есть российским гражданам; иностранцам, постоянно или временно проживающим на территории России; лицам без гражданства), так и их работодателям.

По большому счету Закон № 56-ФЗ призван стимулировать население на самостоятельную заботу о своей безбедной старости. Делать это предлагается с помощью уплаты дополнительных взносов в бюджет Пенсионного фонда. В свою очередь государство обязуется «материально поддержать» подобную активность населения.

Отметим, что перед началом уплаты допвзносов физлицо должно оформить заявление по форме ДСВ-1 (утверждено постановлением ПФ от 28 июля 2008 г. № 225п). Подать заявление гражданин может двумя способами: лично — через отделение Фонда по месту своего жительства; через работодателя. Естественно, второй вариант гораздо проще и удобнее с точки зрения работника, так как соответствующие суммы перечислять за него станет организация, напрямую удерживая их из его заработной платы.

После получения заявления от штатного сотрудника у фирмы-работодателя имеется три рабочих дня на то, чтобы направить бланк в отделение Пенсионного фонда по месту своего учета. Если среднесписочная численность персонала организации за предшествующий календарный год превышает 100 человек, то полученные заявления придется подавать в электронном виде согласно требованиям Закона от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Данное правило распространяется также и на вновь созданные (в том числе путем реорганизации) компании, численность работников которых превышает указанный лимит. Об этом говорится в пункте 4 статьи 4 Закона № 56-ФЗ.

Впрочем, работодатель может не ограничиваться ролью посредника, а воспользоваться уникальным шансом простимулировать свой персонал на трудовые подвиги. Напомним, что организация имеет полное право принять решение об уплате взносов за свой счет в пользу работников, которые уже являются участниками программы софинансирования пенсионных накоплений. Как нетрудно догадаться, такое решение оформляется отдельным приказом либо фиксируется в коллективном (трудовом) договоре. Работодателю, решившему устроить «аттракцион неслыханной щедрости», придется ежемесячно определять размер уплачиваемых им взносов в отношении каждого физлица, в пользу которого вносятся эти средства (ст. 8 Закона № 56-ФЗ).

Вне зависимости от того, какие функции «взвалит на свои плечи» фирма, ей придется перечислять в бюджет Пенсионного фонда ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за периодом начисления, все суммы взносов (как сотрудников, так и работодателя). Делать это нужно единым платежом и оформлять отдельным платежным поручением.

Рапортуем о действиях

Кроме того, на работодателя возлагается «почетная обязанность» по формированию реестра застрахованных лиц по форме ДСВ-3, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда от 12 ноября 2008 года № 322п. В нем указывается общая сумма перечисляемых денежных средств, номер «платежки», Ф. И. О. работников и номера их лицевых счетов, а также иная информация.

На основании статьи 9 Закона № 56-ФЗ реестры застрахованных лиц представляются работодателем в территориальное подразделение Пенсионного фонда не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись допвзносы. Проще говоря, за I квартал текущего года необходимо отчитаться в срок до 20 апреля 2009 года.

Работодатели, на чьих предприятиях среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, могут представлять форму № ДСВ-3 на бумажном носителе информации. При этом подается два экземпляра реестра застрахованных лиц.

При объеме реестра в два и более листов эти листы пронумеровываются и брошюруются. Брошюра прошивается нитью. Концы скрепляющей нити выводятся с тыльной стороны реестра застрахованных лиц, связываются и заклеиваются листом бумаги, на котором делается надпись: «В реестре прошито, пронумеровано и скреплено печатью ... листов». Данная надпись подписывается руководителем или уполномоченным лицом и заверяется печатью организации.

Если же среднесписочная численность работников фирмы за 2008 год превышает 100 человек, то фирма представляет в отделение Фонда реестр в электронной форме с ЭЦП (на магнитном носителе информации или по телекоммуникационным каналам связи). Аналогичное требование предусмотрено для вновь созданных юрлиц (в том числе путем реорганизации), численность которых превышает 100 человек. В таких случаях работодатель формирует реестр в виде файла в соответствии с утвержденным постановлением правления ПФР от 12 ноября 2008 года № 322п форматом данных.

Файл с реестром застрахованных лиц подписывается электронной цифровой подписью руководителя или главного бухгалтера работодателя, при наличии доверенности на это руководителя организации. Представление реестров осуществляется в закрытом (зашифрованном) виде с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации, применяемых Фондом. Отметим, что подача реестров по телекоммуникационным каналам должна происходить с соблюдением требований, предъявляемых Пенсионным фондом.

Работник отделения Фонда, получив в электронной форме файл с реестром застрахованных лиц, производит его верификацию. При отсутствии ошибок он (сотрудник ПФР) подписывает файл своей ЭЦП, зашифровывает и направляет по телекоммуникационным каналам работодателю. При обнаружении ошибок реестр застрахованных лиц совместно с протоколом ошибок, выданным программным комплексом проверки реестра, возвращается работодателю для исправления ошибок и повторного представления в территориальное подразделение Пенсионного фонда.

В. Мясницкий,
эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Все, что необходимо бухгалтеру для ведения бухучета. Найдется все.

Подключить бератор

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...